А далеко ли уедет такси с разрешением?

Инна СЕРОВА
А далеко ли уедет такси с разрешением?

Для татарстанских таксистов наступил час икс - 8 декабря началась выдача разрешений на пассажирские перевозки. Вчера на брифинге в кабмине министр транспорта и дорожного хозяйства Ленар Сафин заявил, что получить такое разрешение сегодня можно всего за один день, предъявив три документа:  заявление, документ, подтверждающий право собственности на автомобиль или договор лизинга машины, и удостоверение личности. Выдается разрешение бесплатно, срок его действия - пять лет.

Документы принимают в одиннадцати зональных центрах. По словам Сафина, за разрешением можно обращаться в любой. Логичнее, конечно же, по принципу "куда ближе». Казанцам, например, ближе всего минтранс, входящий в так называемую Казанскую агломерацию (к ней относится также исполком Зеленодольского района). Заявление можно подать и в электронном виде - через портал правительства РТ. Ну а разрешение по Интернету пока получить невозможно, его выдают только после осмотра транспортного средства.

Предъявить для осмотра машину выгодно именно сейчас, пока действует еще одно послабление - с владельца-таксиста при "первичном осмотре» требуют лишь талон техосмотра и наличие желтого плафона на крыше, который ранее занимавшиеся этим бизнесом автовладельцы в большинстве своем уже имеют. Поставить таксометр и нарисовать на боку "шашечки» можно, уже получив разрешение на перевозки пассажиров. А тех, кто нарисует их без разрешения, с 1 января начнут штрафовать: физлиц - на 5 тысяч рублей, юрлиц - на 30 тысяч.

Глава миндортранса полон оптимизма: он считает, что новые порядки не отразятся на цене услуг такси, а разрешения на перевозки, которые отныне выдаются строго в границах регионов, не обернутся проблемами для таксистов, занимающихся междугородними перевозками. Но эти оптимистичные заявления пока не только не подтверждаются, а скорее наоборот - факты их опровергают. К примеру, по оценке миндортранса, в Татарстане сегодня работает почти 16,5 тысячи таксистов. И в министерстве, видимо, ожидая мощного притока желающих заняться этим бизнесом, заранее запаслись аж 30 тысячами бланков разрешений. Однако, несмотря на простоту получения, выдано разрешений всего около сотни, причем в списке легализовавшихся - всего одна крупная компания, "Туран-авто».

В том, что цены на услуги такси повысятся, большинство частников не сомневается. Блицопрос, проведенный корреспондентом "ВК» среди знакомых таксистов, свидетельствует: все они намерены поскорее "отбить» затраты, которые понесут при установке дополнительного оборудования, учащении техосмотра (раз в полгода), а то еще и на предстоящую в недалеком будущем перекраску автомобиля  в белый цвет постараются заранее заработать.

А что касается междугородних перевозок, то тут и вовсе пока наблюдается неразбериха, в свете которой даже к границам соседней Чувашии или Марий Эл нашим таксистам лучше не подъезжать. В миндортрансе обещают подписать с соседями специальные соглашения, чтобы оградить таксистов "в нашем законе» от обвинений в нарушении чужого законодательства. Но пока-то таких соглашений нет, и даже проектов их никто еще не видел.

...Остается добавить, что ряд таксомоторных фирм пока вообще не намерены обращаться за разрешениями, а перевозить пассажиров собираются, заключая с ними договоры на аренду автомобиля.