«А мы чем хуже?»: родители школьников в Татарстане завидуют соседней республике, где для детей вводят пятидневку

Дарья СУББОТИНА
«А мы чем хуже?»: родители школьников в Татарстане завидуют соседней республике, где для детей вводят пятидневку

Вновь ставят ребром вопрос о переходе на пятидневную учебную неделю родители школьников в Татарстане, вдохновленные примером соседней Башкирии, где большинство школ перейдут на пятидневку уже с апреля. По мнению родителей, учебную неделю с двумя выходными легко ввести и у нас, если будет инициатива сверху.  В свою очередь в Минобрнауки РТ «Вечернюю Казань» заверили, что инициатива, наоборот, должна исходить снизу и каждая школа вправе сама решать вопрос, сколько дней в неделю учиться.

Врио главы Башкортостана Радий Хабиров осуществил давнюю мечту местных школяров и их родителей. Радостную весть он озвучил на образовательном форуме «Взлетай!».

«Решение принято. Поэтому уже с четвертой четверти довольно значительная часть школ пусть переходит на пятидневную форму обучения. А к 1 сентября - никаких исключений. Начинайте над этим работать, - поручил Хабиров республиканскому министерству образования, отметив всем известные плюсы школьной пятидневки: - Наши дети будут выспавшиеся, побудут вместе с семьями».

После этой новости родители татарстанских школяров подняли настоящий бум в соцсетях: мол, а мы чем хуже и кому нам надо молиться, чтобы такое счастье снизошло на нас?

На вопрос корреспондента «ВК», могут ли школы Татарстана дружно перейти на пятидневку, в Минобрнауки РТ ответили, что этот вопрос находится в ведении самих школ.

- Во всех школах России пятидневная учебная неделя обязательна лишь для первоклассников. В остальных классах обучение организуется в соответствии с образовательной программой, - пояснила руководитель пресс-службы министерства Алсу Мухаметова. - Образовательные программы, в том числе учебный план, рассчитанный на 5 или на 6 дней, школы выбирают и реализуют самостоятельно. Соответственно,  для решения вопроса о переходе на пятидневную учебную неделю родителям необходимо обратиться к руководству конкретной школы.  

Однако директора школ не очень-то идут навстречу родителям.

- У нас пятидневку не ходят вводить, потому что предмет «родной язык» в количестве  трех уроков в неделю тогда не поместится в расписание. Раньше точно такая же история была из-за татарского языка, - вспоминает активистка «Родительского сообщества Татарстана» («РоСТ») Рая Демидова. - Мы, родители, никак не можем повлиять на ситуацию, поскольку  выбор образовательной программы — компетенция руководства школы. И если школа выбирает учебный план с тремя уроками родного языка, то ни о какой пятидневке речь уже не идет. А именно этот учебный план вопреки пожеланиям родителей выбирает абсолютное большинство школ Татарстана! «Родной язык» сейчас по всей стране является обязательным предметом, но количество часов на него выбирает сама школа – может быть один урок, а может быть три. У нас в Татарстане - три!

По мнению Демидовой, перейти на пятидневку школам Татарстана мешают и три урока физкультуры в неделю, при том что учебный план позволяет ограничиться двумя.

- В начальной школе шестидневка - это 26 уроков в неделю, а пятидневка - 23. Получается, отдыхать нашим детям по субботам не дают те самые три  урока: два часа родного языка и час физкультуры, - вычислила Демидова.

- Пятидневка возможна, если мы вернемся к классическому образованию и адекватным учебным планам. А если детей кроме важных и нужных предметов  будут нагружать разными ОБЖ, основами светской этики, религиоведения и теми же уроками родного языка, где непонятно чем занимаются, то нам никогда не видать пятидневки, - сетует администратор популярного родительского интернет-паблика «Поборы в школах»  Екатерина Беляева.

- В прошлом году мы пытались написать руководству школы заявления о переходе на пятидневную неделю. Нам отказали, дескать, у нас же лицей с углубленным изучением отдельных предметов, а на это тоже нужны часы, так что пятидневка не для нас, - рассказала мама восьмиклассника 83-го лицея Лейла Воронова. -  Отчасти я, конечно, с этим согласна, вот только половина из этих дополнительных часов на изучение математики, физики тратятся на родной язык и физкультуру. Считаю, что если не удается перевести на пятидневку всю школу, нужно перейти хотя бы начальным классам.  

В английской спецшколе №18 так и поступили - разрешили отдыхать по субботам младшим школьникам. 

- Несмотря на то, что у нас уже в начальной школе английский - по три часа  в неделю. А родной язык во всех классах, с 1-го по 11-й - по два часа в неделю, - отмечает директор школы Надия Шевелева. - Но в среднем звене ввести пятидневку уже нереально, уроков слишком много, одного английского - шесть часов. В обычной школе, может, это и возможно, но в нашей, специализированной, нет. 
 
- У нас шестидневка со второго класса. Родного языка и физкультуры, - по три часа в неделю,  - рассказала директор школы №151 Снежана Макерова. - Таких предметов, которые мы можем взять и отменить, конечно, нет, тем более  в середине учебного года.  Среди родителей разные мнения есть, одни настаивают на пятидневке, другие понимают, что при двух выходных возрастет нагрузка на детей в будни. Мы пока к такому переходу не готовы. Но по субботам стараемся ставить такие уроки, которые не требуют большого напряжения.

У замдиректора по учебной работе школы № 173 в Салмачах Ильмиры Фазылзяновой нашлись свои доводы против пятидневки:

- Что вы, для нас это невозможно!  Здание школы рассчитано на 275 человек, а фактически учатся 514  в две смены. Кабинетов у нас всего 18, мы и так объединяем параллели «А» и «Б» на уроках по родному языку, чтобы уместить всех в классы. И мы это родителям  каждый раз на собраниях показываем, доказываем, а они не слышат, потому что им удобнее спать по субботам и не водить детей в школу. Вместо того чтобы просить пятидневку, они бы лучше писали письма властям, чтобы нам пристрой сделали! Тогда мы хотя бы смогли перейти на одну смену, а не то что на пятидневку! 

Фото из архива «ВК»