«А петь-то они сегодня будут?»: в Казани открылся Нуриевский фестиваль

Ольга ЮХНОВСКАЯ
«А петь-то они сегодня будут?»: в Казани открылся Нуриевский фестиваль

Премьерой балета «Баядерка» открылся в Казани XXXI Международный фестиваль классического балета им. Р. Нуриева, посвященный 80-летию «летающего татарина». Роскошная индийская сказка довела публику до экстаза: танцовщики парили на сцене в ярких костюмах среди диковинных интерьеров дворцов и храмов, на фоне диких джунглей и зарослей лотоса. Некоторые зрители даже сравнили сценическую постановку с кинопродукцией Болливуда.

«Баядерка» вернулась в репертуар театра им. Джалиля не случайно, ведь сам Рудольф Нуриев танцевал в этом спектакле партию воина Солора, а за несколько месяцев до смерти он поставил этот балет на сцене парижской Grand Opera. «Это была его последняя работа, которую Нуриев мечтал осуществить. Об этом он говорил во время визита в Казань в 1992 году», - вспоминает художественный руководитель балетной труппы театра им. Джалиля Владимир Яковлев. Казанская «Баядерка» в прямом смысле стала музыкальным приношением великому танцовщику и «создателю русского балета» французу Мариусу Петипа.

Обновленную «Баядерку» показывают на фестивале дважды — вчера и сегодня. В день открытия зрители аплодировали артистам казанского балета: утонченной Кристине Андреевой (Никия), воздушному Олегу Ивенко (Солор), экспрессивной Аманде Гомес (Гамзатти), драматичному в каждом жесте Нурлану Канетову (Великий Брамин), изящному Кое Окаве (Золотой Божок), да и всем артистам без исключения. Это был триумф молодости, красоты и страсти. В сегодняшней «Баядерке» будут заняты гости Казани – Матильда Фрустье (Никия) из Балета Сан-Франциско и артисты Большого театра России – Игорь Цвирко (Солор) и Анна Тихомирова (Гамзатти). 

Сценический мир казанской «Баядерки» создан творческим тандемом художников - Андреем Злобиным (сценография) и Анной Ипатьевой (костюмы), чья концепция основана на глубоком проникновении в культуру и искусство Индии, где мастера живут уже много лет. Изготовленные в Москве сложные, многофактурные декорации превращают древнюю легенду в реальность.

Впечатление, что на сцене открывается временной портал и зритель переносится на тысячелетие назад. Так, если действие происходит в древнеиндийском храме, действительно кажется, что ты находишься в его прохладной тени. Дворец раджи поражает изяществом - его резные конструкции будто сделаны из настоящего сандала, и в какой-то миг кажется, что зал театра наполняется индийскими благовониями. Родник в виде бирюзовой кобры, священный огонь, индуистские колокольчики на лианах, каменные божества, даже игрушечные попугаи в руках танцовщиц – все детали создают эффект присутствия. 280 невероятных костюмов изготовлены в пошивочном цехе театра им. М. Джалиля — часть из них сшита из доставленных из Индии натуральных тканей, которые используют для сари.

…Атмосфера праздника витала вчера, в день открытия Нуриевского фестиваля, в каждом уголке театра. Надо отметить, что казанские балетоманы заметно отличаются от публики, посещающей оперный фестиваль. Если в двух словах, то стиль посетителей балетного форума – элегантная скромность. Никаких дам в бриллиантах и вычурных платьях. Многие пришли в театр с красивыми флористическими композициями (чего не скажешь о «людях февраля», которые не балуют артистов цветами). И ни разу в зале не звонил телефон! 

Как обычно, публика с удовольствием дефилировала с бокалами игристого по зеркальному фойе и под музыку квартета Захара Штейнберга изучала экспозицию «Два гения». Больше всего театралов толпилось у стендов «Мариус Петипа – 200 лет со дня рождения», «Родословная Рудольфа Нуриева», «Нуриев и кинематограф», «Нуриев в Казани. 26 лет назад». Заглядывали и в Зеленую гостиную на выставку «Нуриевский фестиваль: история в костюмах». Увы, экспозиция оказалась крошечной – всего шесть костюмов.

Зато в Розовой гостиной был аншлаг на лекции московского балетного критика Александра Максова. Кстати, программа «Ballet Talk/Разговоры о балете» - это фестивальное новшество, впереди еще шесть бесед об искусстве танца.

Что касается диалогов не профессионалов, а рядовых зрителей, тут, конечно, не обошлось без анекдотов. Едва началось первое действие, как молодой человек наклонился к спутнице и довольно громко спросил: «Я не понял, а петь-то они сегодня будут?» Соседи затряслись в беззвучном смехе. Удивляться пришлось и в антракте, когда одна дама безапелляционно заявила: «Что-то маловато танцев в этой «Баядерке»!» Улыбнуться в третий раз корреспондента «ВК» заставил горячий спор среди зрительниц уже на выходе из театра. Одна гражданка с жаром убеждала свою подружку, что именно балет «Баядерка» - прообраз «прекрасных индийских фильмов, на которые в Советском Союзе стояли огромные очереди».

Фото Александра ГЕРАСИМОВА