А с вас сколько за горячую воду взяли?

Анна АЛТЫНОВА
А с вас сколько за горячую воду взяли?

До Арбитражного суда дошло "горячее" дело управляющей компании ЖКХ Приволжского района, которая летом выставила жильцам счета за горячую воду по завышенному тарифу. Невнимательные граждане заплатили, а внимательные пожаловались в Роспотребнадзор. На УК составили административный протокол. Но она незаконно полученные деньги жильцам не вернула, а с отказавшихся платить за воду по "хитрому" тарифу еще и пени требует!

"В нашем районе тариф на горячую воду был установлен более 100 рублей за кубометр, в то время как с начала года он составлял 83 рубля 50 копеек... Ситуация возникла из-за невыполнения управляющей компанией функции по контролю за потреблением воды жильцами: в нашем доме, как и во многих других, при отсутствии зарегистрированных собственников проживают иные лица, а в счетах-фактурах указано ноль проживающих, и плата за воду не вносится", - говорится в жалобе, поступившей в Роспотребнадзор из дома №9 по ул. Сыртлановой. Завышенные счета жильцам выставили, чтобы оплатить горячую воду, которая утекла неучтенной.

В ответ из Роспотребнадзора письменно сообщили об административном протоколе, составленном на УК, а устно жильцам разъяснили, что до реального наказания ее штрафом еще немало воды утечет. Компания оспорила протокол, но пока суды разных уровней состоятся, пока решение в силу вступит... Еще больше времени уйдет на возврат денег, и время на это будут тратить сами жильцы, поскольку дело Роспотребнадзора - выявить административное нарушение и наказать. А деньги - это имущественный вопрос, то есть из числа тех, в решение которых ведомство не вмешивается.

Разочарованные граждане, которых, сами понимаете, грозящий УК в отдаленном будущем штраф не греет, пришли в редакцию "ВК". Не только в надежде, что вмешательство прессы ускорит процесс возврата денег, но и для того, чтобы предупредить клиентов других управляющих компаний. Пусть, мол, внимательно посмотрят в свои счета-фактуры, а то, может, не только УК ЖКХ Приволжского района додумалась до такого способа покрытия неучтенных расходов?

В Роспотребнадзоре корреспондент "ВК" выяснила, что по поводу горячей воды на УК ЖКХ Приволжского района поступило более двадцати жалоб. А еще там сказали, что по окончании судебных тяжб чиновники могут подать иск в интересах неограниченно широкого круга лиц, чтобы принудить управляющую компанию сделать перерасчет сразу всем жильцам, но вряд ли это понадобится. Пожелавшая остаться неизвестной сотрудница Роспотребнадзора пояснила: штрафовать за незаконное завышение тарифа управляющую компанию можно столько раз, сколько поступило жалоб - за каждую в отдельности, и, если в разное время жалобы подадут сто жильцов ста разных квартир одного дома, только за этот дом можно выписать сто протоколов. И когда, мол, до руководства УК дойдет, что общая сумма штрафов стремится к заоблачным высотам, оно может добровольно пойти на перерасчет.

Но перерасчет - лишь часть дела. Жильцы дома №9 по ул. Сыртлановой не понимают, почему Роспотребнадзор, прокуратура и другие ведомства, разбирая десятки однотипных частных жалоб жильцов, не переходят к общим выводам. Сами граждане до выводов давно додумались: "Проблемы возникают в связи с непомерным количеством многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении одной компании, и с отсутствием контроля за ее деятельностью со стороны муниципальных жилищно-коммунальных служб".

- Едва разговор заходит о контроле за управляющими компаниями со стороны органов власти, жильцов отфутболивают, - говорит одна из авторов жалобы в Роспотребнадзор на УК ЖКХ Приволжского района Любовь Зяббарова. - Мол, не нравится - судитесь со своей компанией или сами управляйте домом, создав ТСЖ. Но небогатые бюджетники и пенсионеры, которые живут в старых 100 - 200-квартирных домах, просто не в состоянии сделать ни того, ни другого. На суды у них нет времени и средств, и они не могут сплотить разношерстных собственников жилья, из которых чуть ли не половина как раз сдает квартиры в поднаем и не заинтересована платить за реально потребляемые услуги. Учет проживающих обязана наладить управляющая компания, но она это не делает. Но УК для нас выбрали по конкурсу чиновники, значит, они и обязаны ее контролировать и отвечать за ее работу! И если УК работает плохо, они должны выбрать другую. Так почему количество жалоб растет, а одни и те же компании продолжают выигрывать муниципальные конкурсы?

Чиновники в ситуацию не вмешиваются, а нерадивые управляющие сами от кормушки не откажутся - значит, выхода нет? А вот и есть! Помните о праве Роспотребнадзора штрафовать УК за нарушения столько раз, сколько жалоб поступит? Сотрудница этого ведомства отговаривала меня давать казанцам совет, от которого ей прибавится работы, но я все-таки дам. Вы, граждане, внимательнее читайте счета-фактуры и больше жалуйтесь. Больше жалоб - больше штрафов. Если чиновники не хотят убрать с рынка нерадивых управляющих, то мы таким способом можем сами их убрать - надо попросту разорить их на штрафах.