А ты на камеры не наезжай!

Инна СЕРОВА
Фото Александра Герасимова

Проект закона, запрещающего использование водителями радар-детекторов, готовится в республиканском управлении ГАИ, и, возможно, осенью законодатели его уже рассмотрят. В Госсовете об этом пока не слышали, а Рифкат Минниханов подтвердил вчера корреспонденту "ВК", что такой документ действительно находится в разработке у его подчиненных. И даже указал достаточное, по его мнению, наказание для тех, кто рискнет нарушить закон, когда он вступит в силу: "Конфискация детектора и небольшой штраф, скажем, пять тысяч...".

Заведующий отделом по обеспечению деятельности Комитета по законности и правопорядку Фарит Зарипов утверждает, что никакой информации об этом законопроекте в Госсовет РТ не поступало. И даже засомневался: может, он не у нас, а на федеральном уровне готовится? Это было бы логично, ведь, выступая в течение последнего года за подобные меры, руководитель татарстанской Госавтоинспекции обычно ссылался на опыт государств, где использование радар-детекторов запрещено. А тут запрет предлагается наложить в отдельно взятом регионе страны - согласитесь, это выглядит необычно. Хотя Татарстан уже не раз служил площадкой для обкатки разных новых проектов, перед тем как распространить опыт на всю Россию.

В этом свете любопытно проследить, как менялось мнение о целесообразности такого запрета у его инициатора. Еще три года назад, в 2009-м, на республиканской научно-практической конференции "Качество, эффективность, перспективы безопасности дорожного движения" Рифкат Минниханов заявил, что использование радар-детекторов ведет к сокращению количества ДТП, и даже порекомендовал автовладельцам их использовать. "Звуковой сигнал, учащающийся в салоне автомобиля по мере приближения к камере видеофиксации, способствует соблюдению всех правил дорожного движения и в первую очередь скоростного режима, что значительно снижает возможность ДТП", - сказал он. А несколько месяцев назад на пресс-конференции, с беспокойством констатируя, что аварийность в Татарстане, несмотря ни на какие меры, растет, он сообщил, что на дорогах будет появляться все больше камер автоматической фиксации нового поколения - неуловимых для радар-детекторов. То есть дал понять, что смысла их использовать теперь просто нет. И, наконец, на прошлой неделе, участвуя в презентации регионального представительства Федерации автовладельцев нового автомобиля "Гражданский патруль", привел решительные доводы против устройств, предупреждающих водителя о приближении к камере:

- У меня в этом году из-за радар-детекторов уже на две камеры наехали! Летят, потом начинают резко тормозить - ну их и заносит. Разбили камеры. Да и вообще, те, кто ездит с радар-детекторами, провоцируют ДТП! Когда раздается сигнал, они резко тормозят, а сзади в них другие машины врезаются...

Хотя до сих пор считалось, да и в Правилах дорожного движения это прописано, что в такой ситуации виноват не тот, кто резко затормозил, а тот, кто ехал сзади и не выбрал безопасную дистанцию. Что логично: тормознуть ведь можно не только перед радар-детектором, но и перед внезапно выбежавшим на проезжую часть пешеходом.  А пешеходов таких, судя по сводкам ГАИ, становится все больше, и их в отличие от радар-детекторов не запретишь...

Руководитель республиканской ГАИ утверждает, что радар-детекторы запрещены в большинстве цивилизованных стран. Официальной статистики на этот счет нет, но в Интернете на сайтах фирм, которые торгуют этими приборами, в просторечии именуемыми "антирадарами", перечислены страны, где их применять запрещено. Это Канада, Бельгия, Хорватия, Сербия, Италия, Швейцария, Латвия, Литва, Голландия, Ирландия, Турция, Египет, ЮАР, Иордания, Саудовская Аравия, ОАЭ, Сингапур, Малайзия, Австралия, а недавно к ним присоединилась и Германия. Но, к слову сказать, запрет на радар-детекторы в Египте есть, а аварийность там зашкаливает, и о манере езды тамошних водителей по всему миру страшилки ходят. Разрешены же эти приборы в России (интересно, надолго ли?), на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Казахстане и всех остальных странах Содружества, а также в США, Великобритании, Испании, Болгарии, Чехии, Венгрии, Румынии, Польше, Норвегии, Японии, Израиле, Индии, Пакистане и Исландии. Так что в этом случае по количеству "можно" и "нельзя" в мире, пожалуй, пока сохраняется равновесие.