Актер Рамиль Тухватуллин: из Камаловского в Качаловский и обратно

Айсылу КАДЫРОВА
Актер Рамиль Тухватуллин: из Камаловского в Качаловский и обратно

У Рамиля Тухватуллина самая небанальная среди современных казанских актеров профессиональная судьба. Карьеру он начал в середине 80-х годов прошлого века в татарском Камаловском театре, в сезоне-2014/2015 перешел на работу в русский Качаловский, а на днях стало известно, что Тухватуллин возвращается в камаловскую труппу.

В Качаловском в течение двух сезонов он играл только одну роль - Тевье-молочника в мюзикле «Скрипач на крыше». Именно на нее и приглашал Рамиля Тухватуллина режиссер Александр Славутский, когда заболел, казалось бы, незаменимый исполнитель этой роли Михаил Галицкий. Это предложение Тухватуллин принял с радостью и благодарностью, ведь к тому времени он уже не был занят в Камаловском: снимал и снимался в кино, учился на юрфаке Казанского университета и пытался влиться в ряды чиновников - возглавлял Управление культуры, спорта и развития языков народов Татарстана при Кабмине РТ.

- Вам предложили вернуться в Камаловский театр или вы сами решили вернуться? - поинтересовалась у Рамиля Тухватуллина корреспондент «Вечерней Казани».

- Сам так решил. Очень этого хотел, очень соскучился по родному театру. Счастлив, что мне позволили вернуться. Уже издан приказ о новой постановке: Фарид Бикчантаев будет ставить спектакль по повести классика татарской литературы Аяза Гилязова «Петух забрался на плетень», где я буду играть главную мужскую роль - Саляхетдина. Премьера запланирована на 1 декабря.

- Почему в течение двух сезонов на качаловской сцене вы играли только одну роль?

- Сам так решил. Если бы я вводился на другие роли, из этой «паутины» бы уже не вырвался (смеется).

- Так и не стали в русском театре своим?

- Я 45 спектаклей сыграл в Качаловском, это очень хороший багаж. И я почувствовал там себя своим, за что благодарен и режиссеру Славутскому, и коллегам-актерам. Как и в Камаловском, в Качаловском очень дружный коллектив. Ко мне все относились доброжелательно. Я не скромняга, но и не пафосный. Я - адекватный: людям стараюсь дарить приятное, не напрягать их. Прочитал однажды в словаре, что интеллигент - это человек, который не мешает жить другим. Можно сказать, это мой принцип.

- Когда вы впервые оказались в Камаловском театре?

- Уже будучи студентом театрального училища, я учился тогда на русском отделении. В Камаловский пришел как зритель - смотрел спектакль по трилогии Тази Гиззата «Ташкыннар» («Потоки»). Не скажу, что мне все понравилось. Было видно, что в татарском театре актерам свойственно форсировать.

- Почему вы вообще решили стать артистом?

- Судя по моим детским фотографиям, я только артистом и мог стать. Я выделялся: на школьных групповых снимках весь класс стоит ровно, у меня - голова на плече. Летом в деревне, не зная английского языка, так лепетал на якобы английском, что мне все верили! Занимался в театральном кружке, и первое, что прочел со сцены, - монолог «Червяк с ушами». Все покатывались!.. Но цели поступать в театральное училище у меня не было, это подружка моей мамы дал анам такой совет. В Казанское театральное училище меня приняли на русское отделение, сразу после приемных экзаменов хотели отправить в Москву на съемки «Ералаша». Я был очень смешной!

- Известно, что на втором курсе на экзамене по актерскому мастерству вас увидел главный режиссер Камаловского театра Марсель Салимжанов и предложил перейти к нему на татарский курс. Он тогда сказал: «Таких актеров, как ты, в русских театрах много, а в татарских очень мало».

- Салимжанов поверил в меня. Мне было 19 лет, когда он утвердил меня на роль Габдуллы Тукая в спектакле по пьесе Туфана Миннуллина «Мы уходим, а вы остаетесь». Правда, за год до этого поставил условие: выучить татарский язык в совершенстве. Целый год я пахал день и ночь! Даже на филфак Казанского университета поступил, чтобы иметь доступ к богатейшей библиотеке. Чтение татарской классики - про себя и вслух - помогло мне поднять свой татарский с бытового уровня на литературный.

- Когда вы только начинали работать в Камаловском театре, кто в труппе был самой яркой звездой?

- В 1986 году я пришел. Главной звездой был великий Шаукат Биктимиров. Большой звездой - Наиль Аюпов. Аюпов был для меня эталонным актером. Он мог все! И редкая для театральной сцены харизма у него была - мужская харизма.


- Когда вы почувствовали себя знаменитым?

- Знаменитыми бывают и преступники. Для актера главное - чувствовать, что тебя любят. В моем случае это произошло, когда параллельно с работой в театре я начал сниматься на местном телевидении в сериале для детей «Мырау Батыр», играл там Сказочника. Очень успешным был этот сериал, его смотрело огромное количество зрителей.

- Вам когда-нибудь приходилось отказываться от ролей?

- Да. С точки зрения профессионального актера это был неправильный поступок: я отказался от роли Вершинина. Фарид Бикчантаев предложил мне эту роль, когда ставил чеховских «Трех сестер». Теперь я понимаю, что такое предложение может быть один раз в жизни. Так жалею, что упустил его... Почему отказался? Я в то время увлекся кино и снимал, пожалуй, лучший свой фильм - «Зулейха» по произведению Гаяза Исхаки. Как там сыграла заглавную роль моя супруга Ильсия! Гениально сыграла, я считаю.

- С Ильсией познакомились в Камаловском?

- Нет, в Москве. Мы с труппой поехали на гастроли в Питер через Москву, где у нас образовалось два свободных часа. Была зима, мы решили не гулять по столице, а заглянуть в гости к знакомым студентам Щепкинского училища. В общежитие. Помню, в коридоре я сразу обратил внимание на красивую девушку - она шла с полотенцем на голове. Это была Ильсия. Мы познакомились и проговорили почти два часа. Я очень сильно влюбился, стал ездить к Ильсие при каждом удобном случае. Это была судьба: в январе мы познакомились, а в июне сыграли свадьбу. Мы уже тридцать лет вместе. У нас две прекрасные дочери.

- Кем стали ваши дочери?

- Старшая, Индира, юрист. И молодая мама: воспитывает сейчас своего сына Камиля, которому три года. А младшая, Диляра, поступила на вокальный факультет Казанской консерватории, будет оперной певицей. У нее лирическое сопрано, зимой она прошла конкурс в Венской консерватории: из 89 абитуриентов в шестерку студентов вошла. Но по бытовым причинам - в Австрии увеличили цену за обучение в 10 раз для студентов из России - решила учиться в родной Казани.

- За что вас больше всего ценят близкие?

- Наверное, за мою к ним любовь, которая не голословная, а выражается во всем. Я всегда готов понять своих близких и помочь им. В нашей семье мы все друг другу хорошие друзья. Нам так хорошо и интересно вместе, что мы до сих пор даже отдыхать вместе ездим. Любимое место отдыха — Турция.

- Что вас может довести до слез?

- Я очень сентиментальный человек. Очень! Могу расплакаться от трогательных историй про маму, про любовь...

- Чему бы вы хотели научиться?

- Терпению.

Фото Олега КОСОВА