Артем Силкин: «О Путине в Швейцарии говорят больше, чем в России»

Айсылу КАДЫРОВА
Артем Силкин: «О Путине в Швейцарии говорят больше, чем в России»

На весеннем театральном фестивале в Лозанне побывал Артем Силкин - соучредитель казанского фонда поддержки современного искусства «Живой город», директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск». Это была рабочая командировка, организованная швейцарским советом по культуре Pro Helvetia. Цель поездки - познакомиться с представителями швейцарского искусства, заинтересованными в сотрудничестве с российскими коллегами. О своих лозаннских впечатлениях и потенциальных иностранных участниках будущих культурных проектов в Казани Артем Силкин рассказал вчера в творческой лаборатории «Угол».  

В ШВЕЙЦАРИИ ВСЁ СПОКОЙНО

- Швейцария - страна маленькая, однако культурная жизнь там кипит и бурлит. Буду вынужден разочаровать тех, кто, поддавшись телепропаганде о загнивающей Европе, думает, что там все ужасно: засилье мигрантов, а коренные жители не знают, как от них спастись. На самом деле в Швейцарии все спокойно и благополучно. Первое, что поражает: буквально в каждом городе этой страны есть театр, и не один. Они небольшие, как наш казанский «Угол», - на 100 - 150 зрителей. Примерно в таком - в актовом зале школы искусств Лозанны - на фестивале показывали спектакли швейцарского режиссера Бориса Никитина. Когда-то в Швейцарию из Одессы эмигрировал его прадедушка - потомок знаменитого путешественника Афанасия Никитина. Сам Борис уже не говорит по-русски, но очень интересуется Россией.

СПЕКТАКЛЬ В ЦЕРКВИ

Никитин в своих постановках исследует границы театрального и нетеатрального. Проект, который он хочет привезти в Россию, называется «Как приобрести друзей и воздействовать на других людей». Он играется в пространстве церкви. Сначала перед зрителями выступает с проповедью настоящий пастор, потом с рассказом о личной жизни - профессиональный актер, потом выходит с монологом о пользе веры реальная прихожанка церкви... Как объяснял сам Никитин, ему было интересно поставить зрителей в ситуацию, когда они, с одной стороны, понимают, что находятся в театре, но фактически попадают в другое, далекое от театра положение. Режиссера интересует отношение аудитории к человеку, который стоит за авторитетной кафедрой: всегда ли он источник правдивой информации? Зрители были вынуждены анализировать речи выступавших. В итоге часть публики осталась в недоумении, а другая часть, наоборот, была очень довольна. К примеру, директор Базельской художественной галереи писал после показа, что спектакль Никитина удивительным образом помог ему разобраться в проблемах с женой...

Я сразу высказал сомнение в целесообразности переносить такой спектакль в Россию. На мой взгляд, театральное представление в православной церкви сегодня вряд ли приемлемо.

ГАМЛЕТ В ВОЛЧЬЕЙ МАСКЕ

У Бориса Никитина есть более подходящий для показа в России спектакль - «Гамлет». Он создал его в коллаборации с культурным центром Kaserne Basel. От Шекспира в этой постановке мало что осталось. Заглавную роль исполняет известный перформансист и музыкант Джулиан Мединг. Он рассказывает зрителям о своей жизни, проводя параллели между собственным жизненным опытом и пьесой Шекспира. У Джулиана был опыт лечения в клинике для душевнобольных, а в пьесе Шекспира, как все знают, безумие Гамлета - одна из ключевых тем.
Да, забыл сказать: сначала Джулиан Мединг вышел к зрителям в маске волка. И в процессе рассказа снимал ее с себя. Он «обнажал» себя перед зрителями. Пел публике свои песни под гитару - незамысловатые баллады об одиночестве и любви. Он все делал так искренне, что спектакль смотрелся на одном дыхании. В итоге я увидел в Джулиане Гамлета - страдающего молодого человека, который ищет себя, пытается вступить в коммуникацию с внешним миром... На мой взгляд, «Гамлет» Бориса Никитина будет очень интересно и полезно посмотреть нашему зрителю. Мы уже ведем переговоры о возможных гастролях.

КОГО БОЛЬШЕ ЛЮБИШЬ - ПУТИНА ИЛИ БЕРЛУСКОНИ?

Наверняка сможет заинтересовать нашу публику спектакль Фила Хайса «Это мои принципы». В его основе - диалог актера и актрисы, в котором они говорят о своих принципах и пытаются найти компромисс. Они спрашивают друг у друга: что ты любишь больше - вегетарианскую еду или стейк? Выбирай - поезд или самолет? А кто из политиков тебе больше нравится - Путин или Берлускони? Надо сказать, о Путине в Швейцарии говорят больше, чем в России. Для них он совершенно феерический персонаж. Его обсуждают на улицах, в театрах, о нем сообщают в теленовостях...

Спектакль Фила Хайса - своеобразное исследование того, насколько принципы растворяются в компромиссе. Встает вопрос: где границы между нашими внутренними убеждениями и готовностью понять другого человека и принять его принципы? Зритель невольно вовлекается в диалог актеров, и это очень захватывающе.

БАЛЕТЫ ПРО ЯДЕРНУЮ ФИЗИКУ

Было бы большой удачей организовать в Казани гастроли компании швейцарского хореографа Жиля Жобена. По своему первому образованию он физик, свои последние хореографические спектакли создавал по заказу лаборатории Европейской организации по ядерным исследованиям: изучал связь разума и тела через танец - в частности, переводил на пластический язык человеческого тела физику элементарных частиц. Мне довелось посмотреть два спектакля Жиля Жобена - «Квантум» и «Ядерное взаимодействие». Это невероятное зрелище! В «Ядерном взаимодействии», например, танцовщики в костюмах ковбоев демонстрируют, как происходит взаимодействие фундаментальных частиц: когда приближаются друг к другу, они взаимодействуют слабо, а чем дальше отдаляются друг от друга, тем сильнее между ними притяжение...

ВЫДУМЩИК ИЗ ЛОЗАННЫ ПРИЕДЕТ В СВИЯЖСК

В Лозанне мне удалось договориться об участии в театральной лаборатории «Свияжск АРТель», которая традиционно пройдет на острове-граде в июле, швейцарского режиссера итальянского происхождения Массимо Фурлана. Он пожелал сделать постановку в здании свияжской школы, что это будет, пока трудно сказать. Но точно будет интересно, поскольку Массимо в театральной Европе все знают как необыкновенного выдумщика.

Один из его знаменитых спектаклей - «Супермен» - основан на детских воспоминаниях Массимо. В детстве он очень любил слушать по радио трансляцию футбольных матчей. Когда связь барахлила, брал на себя роль комментатора: воображал матч, в котором видел себя звездой футбола, суперменом, и комментировал. И вот он создал спектакль-перформанс «Супермен», в котором реконструировал реальный футбольный матч между сборными Франции и Германии на чемпионате мира в 1982 году. Что это было? Массимо, как танцор, выучил абсолютно все движения легендарного Мишеля Платини - как тот ходил по полю, как бегал, как рвал на себе волосы в случае неудачи, как радовался. И все это показывал зрителям, которые видели на сценической площадке его одного. Поодаль сидел профессиональный спортивный комментатор - он в это время смотрел видеозапись того самого матча 1982 года, и громко комментировал зрителям происходящее на стадионе. Сначала зрители выражали недовольство: что за профанация?! Но минут через двадцать втянулись, стали следить за Массимо и болеть за него. В конце были громовые овации!..

НЕ ЗАМЫКАТЬСЯ

Люди по-разному воспринимают современное искусство. Есть такие, и их немало, которые уверены, что у нас в России прекрасный классический театр и ничего чужого - нового и непонятного - нам не нужно. Я ни в коем случае не отвергаю классический театр, но призываю не замыкаться. Нашим художникам нужно обязательно участвовать в совместных творческих процессах с коллегами из других стран. Это поможет всем нам лучше понимать мир, друг друга и жизнь. Мир огромен, жизнь не стоит на месте...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.