«Автобус дальше не пойдет»: перевозчики грозят Казани транспортным коллапсом после Нового года

Мария РУДАКОВА
«Автобус дальше не пойдет»: перевозчики грозят Казани транспортным коллапсом после Нового года

Об увеличении интервалов между автобусами до часа, полной отмене вечерних рейсов, рейсов до городских поселков и прочих неприятностях предупреждают начальники частных и муниципальных автотранспортных предприятий Казани, добиваясь от властей полной компенсации за перевозку льготников либо увеличения стоимости проезда для остальных пассажиров «хотя бы до 28 рублей», а в идеале - и того и другого. Как сообщили «Вечерней Казани» сами перевозчики, сейчас они готовят иски к минфину и Госкомитету РТ по тарифам, с которыми по-хорошему договориться не удается.

Недавно корреспондент «ВК» испытала на себе, что дождаться «краснобуса» после девяти вечера в Казани практически нереально, и неважно, куда и откуда вам нужно уехать. По словам перевозчиков, после Нового года казанцам придется мерзнуть на остановках еще дольше - 10-минутный интервал между автобусами одного маршрута может увеличиться до 40 (на непопулярных маршрутах - до полутора часов), после семи вечера все автобусы будут сходить с линии, а жители поселков, например Константиновки, и вовсе окажутся без автобусного сообщения с городом. Причины - в катастрофической нехватке водителей, которых не устраивают зарплата и условия труда, отсутствии запчастей для ремонта «краснобусов»… В общем, в деньгах.
 
- Мы уже и в Узбекистан делегации отправляли, и по деревням в Татарстане водителей искали. Но они какое-то время поработают, а потом все равно увольняются, - сетует первый замдиректора ООО «Байлык №3» депутат Госсовета РТ Руслан Юсупов. - Сейчас по Казани не хватает больше 500 водителей автобусов. А что будет, когда с 1 июня в автобусах поставят тахометры, предназначенные для того, чтобы следить за соблюдением режима труда водителей? Если сейчас нам требуется два водителя на автобус, то нужно будет четыре. Где мы их возьмем?.. МУПы в еще худшем положении, чем частники. Они вынуждены брать кредиты, чтобы выплатить зарплату сотрудникам...

Казанских перевозчиков задело за живое прозвучавшее недавно в их адрес на коллегии УГИБДД по РТ замечание, что у нас растет количество аварий с участием автобусов, тогда как в Самаре оно снижается. Директорам казанских АТП посоветовали поучиться у самарских коллег.

- А ведь самарцы работают на автобусах, которые уже 10 лет отъездили в Казани. Секрет их успеха в том, что они - в отличие от нас - получают из бюджета полную компенсацию за перевозку льготников (более 1,2 млрд рублей против 0,6 млн с небольшим, которые получают казанские перевозчики. - «ВК»), но даже при этом с 1 января стоимость проезда в Самаре подорожает до 28 рублей, - говорит Юсупов. - Вообще, вся Россия, кроме Татарстана, работает по закону: во всех регионах перевозчикам полностью компенсируют выпадающие доходы за перевозку льготников. Только мы работаем себе в убыток - возим людей за 15 рублей, а это около половины наших перевозок. В принципе, цена проезда в 25 рублей - это нормально, если бы она распространялась на всех пассажиров. А есть ведь еще и те, кто платит за проезд 23 рубля - из электронного кошелька. Так что когда мы все суммируем, а потом делим на общее количество пассажиров, получается, что стоимость проезда в Казани для нас, перевозчиков, - 16,5 рубля, а вовсе не 25! Дошло до абсурда - в Казани самый новый автобусный парк в России, а автобусы скоро совсем ходить перестанут: уже весь «Народный контроль» жалобами завален! 

- Нужно что-то делать: или отменять льготы, или полностью их субсидировать, или поднимать в целом тариф за проезд, но дальше так работать нельзя, - солидарен с коллегой директор МУП «ПАТП-4» Айрат Исхаков. - Сейчас у нас не хватает около ста водителей, на зарплату 45 - 49 тысяч никто не идет, потому что условия труда тяжелые, ритм напряженный. В той же Самаре зарплата у водителей гораздо выше. Мы уже направляли информацию о необходимости повысить стоимость проезда в Госкомитет РТ по тарифам, но ответа оттуда нет, а время идет, расходы растут. В прошлом году мы брали кредит на выплату зарплаты, который выплачиваем до сих пор. Если нам придется взять еще один кредит, то мы точно придем к банкротству. 

- В последний раз стоимость проезда в Казани поднимали 1 апреля 2016 года, а цены на все за три года очень выросли. Если я раньше колесо покупал за 8 тысяч рублей, сейчас - за 14 тысяч; солярка была 32 рубля, а сегодня - 47, - привел примеры учредитель ООО «АТП-9» Ильдар Назыров. - Сейчас зима и многие автобусы стоят, потому что я каждые полгода должен менять масло и влагоотделители, а я не могу даже раз в год поменять. Мы не понимаем, почему у властей республики, Казани к нам такое отношение - даже шаг навстречу не хотят сделать. У меня бригадир маршрута год назад в Москву уехал, недавно звонит, говорит: «Еду, у меня никакого плана, никакой гонки, только расписание». Это понятно - в Москве проезд стоит 55 рублей, а запчасти и солярка - как у нас. А у меня одни льготники, поэтому я вынужден устанавливать водителям план, чтобы мы хоть как-то выживали, а они вынуждены гнаться за этим планом, а пассажиры страдают.