Автор песни «Черемуха» Анна Русс: «Сама я с простыми мужчинами никогда не встречалась»

Ольга ЮХНОВСКАЯ
Автор песни «Черемуха» Анна Русс: «Сама я с простыми мужчинами никогда не встречалась»

«…Вот тебе песня тупая, чтоб до тебя доперло»: сингл «Черемуха» на стихи казанского поэта Анны Русс вошел в топ-10 хитов подборки «Яндекса» и продолжает набирать обороты в отечественном эфире. Песня - одна из дебютного альбома созданной Анной и ее друзьями группы «Попрыгун и Гвозди» «Криптолюбовь». Корреспондент «Вечерней Казани» узнала из первых уст, кому адресована «Черемуха», зачем Русс выступает на сцене с мертвыми хорьками и как живется поэту в режиме самоизоляции.

Без преувеличения, Анна Русс - один из самых известных современных поэтов в России, она первый лауреат премии «Звездный билет», лауреат премий «Триумф» и «Дебют». Участвовала в международной книжной ярмарке во Франкфурте, в Венецианской биеналле искусств, публиковалась в журналах «Октябрь», «Новый мир», «Континент», альманахах «Анатомия ангела», «ХХI поэт»...

Несколько лет назад Анна вместе с друзьями-музыкантами Фархадом Сибгатуллиным и Айдаром Закировым основала группу «Попрыгун и Гвозди» и стала петь свои стихи. Жанр группы создатели обозначили как фрик-кабаре. В литературной среде дебютный альбом «Криптолюбовь» высоко оценили за тексты, в театральной тусовке - за оригинальное исполнение (взять хотя бы клип на песню «Почти идеальный год», в котором использованы многочисленные мемы и хештеги 2019 года - от «ИванГолунов» и «Руки прочь от Интернета!» до «Все мы Джокеры» и «Редакция требует крови»). Рядовые слушатели пишут об альбоме так: «Под эту музыку хорошо ехать по трассе, лепить пельмени, делать зарядку, выбрасывать хлам, танцевать, не умирать».


- Нам с самого начала говорили, что «Черемуха» станет хитом, потому что она написана и аранжирована в стиле дискотеки 1990-х, да и текст архистебный. Однако на SoundCloud и «ВКонтакте» прослушиваний у «Черемухи» меньше, чем, например, у песни «На Убере». И мы уже было решили, что аналитики промахнулись. И вдруг оказалось, что «Алисе» «Яндекса» понравилась «Черемуха». Один кинопродюсер, случайно ее услышавший, заключил с нами договор на использование песни в кино. Подробностей не скажу, чтобы не сглазить, - осторожничает Анна. - Аудитория нашей группы, по идее, - это рожденные в 1980-е, но почему-то внезапно нас полюбили школьники и молодые люди до 30 лет. Среди поклонников, как я отмечаю, не утонченные меломаны, а те, кто хочет слушать музыку, где много любви, жизни, хохм и всяких «пасхалок». Это мы умеем! Мы так записали альбом, чтобы после него хотелось жить. Часто слышим от разных людей, что он у них на «репите», потому что позитивный. Это ведь сейчас ценно, когда все вокруг летит в тартарары и тосковать уже не интересно.

- Цитирую «Черемуху»: «Она тебя полюбила, думала, раз тупорылый, значит, душа белокрыла. Но тебе не надо рая, если без пива и порно. Вот тебе песня тупая, чтоб до тебя доперло…» Это автобиографическая песня?

- Нет, просто подумала, что припев («Дождик по крыше бил, черемуха мокла, от ветра гнулась, веткой стучала в окна, я тебя так любила, что чуть не сдохла…») - довольно сложный размер, а сам текст весьма примитивный, и значит, песня про это должна быть. Чтобы вот этот сложный размер и простые слова были метафорой отношений сложной женщины и простого мужчины. А сама я с простыми мужчинами никогда не встречалась, нет такого опыта. У меня даже глупенькие поклонники все равно какие-то витиеватые, с заморочками. Ну, или просто в наших широтах не существует в принципе простых людей… Тогда получается, что «Черемуха» - ни про кого! А вообще смысл стихов - понятие достаточно абстрактное. Я часто обнаруживаю, что слушателю текст оказывается понятнее, чем мне самой. У нас есть песни, в которых смыслов гораздо больше, чем тема «парочка». Например, «Лисы», «Кораблик», «Рыбки», а вот народу запала «Черемуха».


- Слова приходят к вам одновременно с музыкой?

- Да, почти всегда. Во всем альбоме только одна песня была изначально стихотворением. Про то, что любимый развязал мне руки и они, свободные, висят, как мертвые хорьки. О, как все любят этих мертвых хорьков! Я сама каждый раз угораю, когда на сцене на этих словах достаю из-за спины дохлых зверьков, а зал страшно радуется. На самом деле это муляжи, сделаны из старых горжеток. А иногда ощущаю себя скорее стенографистом, нежели создателем. Так, «Шангри-Ла» написалась меньше чем за те две с половиной минуты, что звучит. Просто взяла и вылезла, такая дурацкая. Или финал песни «Небопровод» - про ад. Никакого ада там не планировалось, он сам нарисовался, и не сотрешь!


- В Сети группа «Попрыгун и Гвозди» набирает популярность, а концерты на больших площадках планируются? 

- После выхода альбома зимой нас пригласили в Питер и мы отыграли славный концерт при полном зале. Сейчас получили приглашение на «Волга-фест» в Самару, и если к лету мир придет в себя - обязательно съездим. А вот назначенный концерт в Москве, увы, отменили из-за ограничений в связи с эпидемией. Кстати, сейчас удачный момент: самоизоляцию я использую, чтобы дописать большой киносценарий. 

- Как выживает сегодня поэт в Казани?

- Мало кто поэзией зарабатывает, так уж, чуток. Мне повезло, у меня было несколько весомых денежных премий, а у кого-то - ни одной, притом что стихи отличные. Несколько раз в год приглашают выступить со стихами в разные города и страны. Я как молодой автор съездила в США, Италию, Германию, Латвию, Францию. Сейчас с этим сложнее: моя официальная литературная молодость прошла, впереди тлен и мрак. (Смеется.) К возрасту относиться серьезно невозможно. Меня когда-то в 22 года не взяли в театральное училище на отделение бутафории - типа, старая слишком. Поэтому я развлекаюсь на сцене, как Попрыгун. Если без шуток, то я добываю деньги на жизнь тем, что сочиняю квесты, пишу сценарии, у меня много проектов.

Фото из архива Анны Русс