Бензин: собрание заблуждений

ВК
Бензин: собрание заблуждений

Один из кошмаров водителя - суррогатное топливо в баке. Вот и придумывают люди "верные способы" определения качества бензина... Порой такие же "верные", как цыганские гадания.

Сегодня водители не очень доверяют компаниям, реализующим бензин и дизельное топливо. Поэтому в их среде сложилась своеобразная мифология, согласно которой человек может самостоятельно, без обращения в специализированные учреждения, определить качество топлива на любой АЗС.

- Признаков довольно много, - говорит водитель-дальнобойщик  Вильдан Махмудов. - Когда я заправляю бензин,  то в первую очередь смотрю на цвет. Самый лучший бензин - зеленоватый или голубоватый. Многое может сказать опытному человеку и запах бензина. Если бензин пахнет специфически, например - ацетоном, то заправлять такое в бак нельзя. Говорят, что есть умельцы, определяющие качество бензина на вкус, но я таких экспериментов со своим организмом не проводил.

Нужно сказать, что владельцы АЗС не разделяют взглядов водителей на "признаки качественного бензина". Имея дело с топливом, они предпочитают другую систему оценки. Например, по словам владельца собственной АЗС Бориса Михайлова, цвет бензина не говорит о качестве топлива. Он может говорить о производителе топлива.  

- Производители применяют краску, чтобы исключить хищение, смешивание своего топлива с другими жидкостями, - объясняет Борис Михайлов. - Голубой бензин - из Нижнего Новгорода, желтый - из Уфы, а бензин производства ТАИФ - прозрачный, как вода. По запаху можно определить только откровенно некачественный продукт. Еще один нюанс: многие чувствуют при заправке запах, который идет из их бака, когда воздух вытесняется заливаемым топливом. Еще водители считают, что более "легкий" бензин сгорает быстрее "тяжелого", следовательно, расход такого бензина больше. Здесь другая проблема: мало кто вообще знает, что такое "легкий" бензин. Чаще всего имеют в виду  топливо "евро". Расход у него не выше, но такое топливо будет нормально работать только в двигателе стандарта "евро", то есть в иномарке.

Однако мнение "рядового" владельца АЗС не совпадает и с мнением работников крупных компаний, реализующих топливо. Например, первый заместитель гендиректора ОАО ХК "Татнефтепродукт" Наиль Садыков, можно сказать, разнес предыдущих моих собеседников в пух и прах:

- По поводу цвета бензина  "примета" устарела. Речь идет о маркировке бензина. Маркер - не просто краска, по его концентрации в 90-х годах можно было определить, смешан бензин с посторонними жидкостями или нет. Сейчас государственных требований к маркировке бензина нет. Хотя компания "Лукойл", например, продолжает маркировать свою продукцию. Определение качества бензина по запаху - спорный способ. С одной стороны, некачественный или смешанный бензин действительно обладает специфическим запахом.  Но высокооктановые бензины также имеют свой запах. Специфический запах бензину может придавать, скажем, высокое содержание сероводорода, как в бензине, изготавливавшемся ранее в Альметьевском регионе. И изменить запах некачественного бензина, а то и устранить его совсем - недорогая операция. Впрочем, действительно, если запах топлива вызывает подозрение, то лучше выбрать другую заправку.

Что  касается заявлений о том, что у  "легкого" бензина большой расход, то, по словам Наиля  Садыкова, и это не так. Все дело в качестве сгорания топлива. Если на вашей машине установлен инжектор, то в принципе разницы вы не заметите: автоматика сама отрегулирует работу двигателя. А вот в карбюраторе "тяжелый" бензин может сгорать не полностью. С другой стороны, у бензина "евро" более низкий смазывающий эффект, и если иномарки сконструированы с учетом его особенностей, то у отечественных автомобилей использование "евро"-топлива может вызвать повышенный износ двигателя. Кстати, сейчас существует зимний и летний бензин. Если вам предлагают "зимний", то это не "разводка".

Так что же делать простому водителю, чтобы обезопасить себя от некачественного топлива? Во-первых, выбирать АЗС с брендом компании, имеющей не менее 50 АЗС. Система контроля качества топлива, обслуживания топливных резервуаров и оборудования АЗС в таких компаниях компьютеризирована, "человеческий фактор" намного ниже. Во-вторых, необходимо проверять паспорт качества продукции на АЗС. Паспорту не должно быть больше 10 суток!

В-третьих (детский совет), не стоит заправляться в момент, когда приехавшая цистерна сливает топливо в резервуары АЗС: как бы качественно ни обслуживались емкости, на дне все равно со временем скапливается осадок. Вот и пусть лежит на дне, а не в вашем бензобаке. В-четвертых (в качестве довеска), все-таки обратите внимание на цвет топлива и его запах. Чем черт не шутит...

Антон ГОРИН.