Бензина хватает. Но не всем

Алина ГРИГОРЬЕВА
Бензина хватает. Но не всем

Докатится ли бензиновый кризис, бушующий сейчас в ряде российских регионов, до Татарстана? На первый взгляд, поводов для беспокойства нет: на заправках не наблюдается ни дефицита топлива, ни резкого скачка цен. Но изнутри ситуация выглядит так, точно у цистерны с топливом вот-вот чиркнут спичкой...

В Татнефтепродукте, которому вместе с Татнефтью принадлежит около трети всех татарстанских АЗС, заверяют: на заправках компании перебоев с бензином не случится. Что же до повышения цен, то оно, по всей видимости, неизбежно. "Насчет роста Вагит Юсуфович все сказал (Вагит Алекперов, президент "Лукойла". - А.Г.). 6 - 8 процентов по Москве. А мы всегда ниже планеты всей... У нас рост произойдет, но с некоторой задержкой", - заявил не пожелавший назвать своего имени собеседник, с которым корреспондента "ВК" соединили в приемной Татнефтепродукта. А затем посоветовал звонить, когда наступят менее тяжелые времена.

За автозаправочные станции других компаний в Татнефтепродукте не поручились."Я боюсь, там все может быть. Я очень им сочувствую", - заметил собеседник. Как выяснилось, сочувствовать есть чему.

- Ситуация сложная. Розничные цены отстают от оптовых, а на нефтеперерабатывающих заводах не хватает продукта. "ТАИФ-НК" не выставляет на торги бензин 92-й марки с 31 марта! Мы закупаем топливо в Башкирии, но и там дефицит, - говорит президент Ассоциации предприятий нефтепродуктового обеспечения Татарстана Ирек Сулейманов. - Другая сторона вопроса - это ценовая политика. В Татарстане есть рабочая группа, созданная правительством республики, которая рекомендует, какие цены устанавливать заправщикам. Этих рекомендаций придерживаются Татнефть и Татнефтепродукт, а мы, в свою очередь, не можем продавать дороже, чем они.

В итоге частные заправки, а они занимают до 50 процентов рынка, уходят в ноль, а то и в минус. По словам Сулейманова, Казанская нефтебаза - один из крупнейших поставщиков топлива для частных АЗС - отпускает 92-й бензин по 31 тысяче рублей за тонну, литр стоит 23 руб. 55 коп. А частные заправщики продают 92-й по 22,90, 22,50, 21,50 за литр!

Пока заправщики в основном держатся на старых запасах, но, как только они закончатся, цены придется поднимать. Или закрываться.

- У меня телефон разрывается, - говорит Сулейманов. - Звонят ребята из Челнов, Альметьевска, Казани. Спрашивают: "Мы уже другие цены ставим, что нам за это будет?".

Естественно, карательных мер к заправщикам не последует. Но вот поток автомобилей может иссякнуть, а значит, придется закрываться. И в этом случае бензинового кризиса нам не избежать. Ирек Сулейманов не исключает, что в сложившейся патовой ситуации возможен скандал, подобный тому, что случился год назад, когда из-за некачественного топлива на казанской АЗС вышли из строя три сотни автомобилей. Бодяжить - это при сложившихся обстоятельствах единственный способ для заправщиков минимизировать убытки.

- Ничего хорошего, - прокомментировал перспективы, нарисованные Иреком Сулеймановым, председатель татарстанского отделения Федерации автовладельцев России Рамиль Хайруллин, который, как и другие автовладельцы, ни дефицита, ни роста цен на республиканских заправках пока не заметил. - В Татарстане кризис допустить грешно. На своей нефти сидим...

Вчера появилась информация, что российские нефтекомпании в мае прекратят экспорт бензина, чтобы восполнить таким образом дефицит на внутреннем рынке. Однако на рост цен - как оптовых, так и розничных - этот мораторий не повлияет.