Билет на «краснобус» в Казани подорожает до 25 рублей?

Инна СЕРОВА
Билет на «краснобус» в Казани подорожает до 25 рублей?

Поднять тарифы на проезд в казанском общественном транспорте могут с нового года. Как уверяют директора автотранспортных предприятий в своем обращении в Госкомитет РТ по тарифам, минимальная цена билета, которая спасет их от банкротства, - 24,5 рубля.

Напомним, цены за проезд в общественном транспорте в Казани в последний раз повышали в феврале 2014 года - билеты на автобус и троллейбус  подорожали тогда всего на рубль, зато на трамвай - сразу на 3 рубля (в итоге цены на эти виды транспорта сравнялись). В конце прошлого года, когда иностранная валюта резко подорожала и страну накрыло волной очередного кризиса, казанские перевозчики стали настаивать на очередном повышении тарифов. Однако они не были пересмотрены.

- Если тарифы останутся прежними, наши предприятия ждет банкротство. Мы уже по итогам девяти месяцев имеем свыше 20 млн рублей убытков, а год еще не закончился, -  сообщил корреспонденту «Вечерней Казани» директор ПАТП-4 Наиль Садриев. - Чтобы обеспечить все потребности автобусного парка в условиях инфляции, согласно нашим расчетам, необходимо установить тариф не ниже, чем 24,5 рубля за поездку.

По словам Садриева, ежемесячные расходы на запчасти у ПАТП-4, которое осуществляет на рынке Казани около четверти объема пассажирских перевозок, за год выросли почти вдвое - с 4,5 млн рублей до 8 млн. Это он объясняет тем, что автобусы, которыми укомплектован парк городских автопредприятий, лишь числятся российскими: они собраны из импортных узлов и агрегатов, цены на которые зависят от валютного курса. Топливо, по словам Садриева, подорожало на 10 процентов, а зимнее горючее будет еще дороже...

Контрдоводы на эти, казалось бы, убедительные аргументы нашлись у депутата Казгордумы от КПРФ Алексея Серова, который недавно в составе думской комиссии проверял деятельность казанского ООО «ИТЦ» (оно, как и ПАТП-4, оказывает услуги по перевозке пассажиров).

- Я считаю цену на проезд в 20 рублей вполне адекватной, соответствующей интересам как перевозчиков, так и пассажиров, - заявил Серов корреспонденту «ВК». - А доводы в пользу ее повышения несостоятельными, и вот почему. Автобусы находятся в лизинге, стоимость лизинга, несмотря на инфляцию, осталась неизменной. Что касается импортных деталей, то руководитель ремонтного цеха ИТЦ сообщил мне, что немецкие двигатели, которые стоят на автобусах, так же, как и коробки передач и другие импортные детали, практически не ломаются и замены не требуют, а другие комплектующие - российского производства. Если так, то детали, которые требуют замены, вряд ли сильно подорожали.

По мнению Серова, повышение тарифа - дело преждевременное еще и потому, что низким остается качество предоставляемых перевозчиками услуг: «После десяти вечера вообще никуда невозможно уехать, а маршрут №1 - на Дербышки, который председатель городского комитета по транспорту любит приводить в пример как образцовый, прекращает работу уже в восемь. Если так ходит образцовый маршрут, то как же работают необразцовые?..».

Депутат подчеркнул, что услугу по перевозке пассажиров общественным транспортом нельзя рассматривать исключительно как бизнес. На самом деле, говорит он, это муниципальная услуга, которая должна оказываться горожанам на должном уровне. А для этого, по мнению Серова, необходимо, чтобы плату перевозчик получал не за количество перевезенных пассажиров, а за количество и регулярность рейсов.

Представитель КПРФ полагает, что за попыткой поднять тарифы может скрываться элементарное стремление перевозчиков запустить руку поглубже в государственный карман:

- В Казани около 300 тысяч льготников, на них перевозчикам из бюджета выплачивается субсидия. Вырастет тариф - вырастет и субсидия. А насколько это прибыльно для перевозчиков, легко судить, зная, что льготные категории населения составляют от 30 до 40 процентов пассажиропотока.

Алексей Серов указал на главный, с его точки зрения, недостаток действующей в столице Татарстана системы перевозок - непрозрачность ее коммерческой стороны. Он говорит, что уже на протяжении длительного времени не может получить от перевозчиков «раскладку» их расходов и доходов, чтобы досконально разобраться, как они тратят  деньги пассажиров и бюджетные субсидии. «У нас общественный транспорт лучше, чем в других регионах, но я убежден, что казанцами он оплачен сполна», - резюмировал Серов.

Как сообщила корреспонденту «ВК» пресс-секретарь Госкомитета РТ по тарифам Алина Шамсутдинова, тарифное дело по обращению перевозчиков еще не открыто - они пока не представили полный пакет обосновывающих свои «хотелки» документов.