Болеть меньше надо!

Анна АЛТЫНОВА
Болеть меньше надо!

Ну вот, ей-богу, "сами не знают, чего хочут" эти граждане татарстанцы. Начитались, понимаешь, закона об обязательном медицинском страховании, наслушались по телевизору разных теоретиков, рассуждающих про права человека, и давай на свою голову приключений искать.  Не понимают, что болеть меньше надо - и вся недолга!

Вот, например, не иначе как бес попутал казанца Мансура Сибгатуллина воспользоваться предоставленным законом об обязательном медицинском страховании (ОМС) правом выбора медучреждения. Он инвалид и имеет право на льготное лекарственное обеспечение, а нужных лекарств не имеет. Их в аптеке за деньги купить можно сразу, а по льготным рецептам надо ждать, пока поступят. У рецептов срок действия ограничен: через месяц надо за новыми в поликлинику идти, снова на очередь в аптеке вставать. А тут еще лечащий врач в поликлинике №2 стал необходимые Сибгатуллину препараты заменять другими, которые не сильно помогают, но в аптеках имеются.

Вот и решил Мансур эфэнде (так уважительно его чиновники в ответах на жалобы называют) сменить медучреждение и врача. Новую поликлинику выбрал по рекомендации знакомого, уверявшего, что в поликлинике РКБ-2, которую в народе с советских времен именуют обкомовской, проблем с выпиской рецептов нет. Открепился Сибгатуллин от поликлиники №2 и... повис, так сказать, в воздухе: в РКБ-2 ему в прикреплении отказали. И куда только ни писал - от минздрава до прокуратуры,  отовсюду ему отвечают, что количество населения, обслуживаемого заветной поликлиникой, превышает норматив. Лишним оказался в ней пациент Сибгатуллин со своими законными правами.

А вот  инвалид Валентин Авдикеев из Залесного испытал действие другой части закона об обязательном медицинском страховании. Той, которая теоретически позволяет получать медицинскую помощь в рамках ОМС в любых клиниках и устанавливает порядок посещения врачей-специалистов, при котором к ним на прием пациента имеет право записать лишь терапевт. Шестой месяц Авдикеев собирает справки, чтобы бесплатно, как положено по закону, получить слуховой аппарат. В свои восемьдесят он плохо слышит, плохо видит и с трудом ходит. "Поводырем" выступает жена. Она и позвонила в "ВК", излила душу: "Старый слуховой аппарат сломался, а чтобы получить новый, надо заново пройти всю медкомиссию. Видимо, бюрократы от медицины всерьез считают, что с возрастом слух к человеку может вернуться. Мы полгода мучаемся, ездим то в Юдино, то в Казань, и конца-края этому нет".

Ездят они потому, что под девизом улучшения качества медицинской помощи из филиалов и отделений многих поликлиник убрали врачей-специалистов. Нет их и в первом отделении поликлиники №19, что обслуживает Залесный. Валентин Авдикеев ради одной справки посещает двух докторов - терапевта и специалиста. Таких, как он, много, очереди к терапевтам растут, люди мучаются. Но для поликлиники это хорошо - чем больше посещений, тем больше перечислений от страховщиков.

"Когда сломался старый аппарат, мы приехали в РКБ, где его выдавали, - говорит Леля Авдикеева. - Думали, раз инвалидность, документы в порядке, нам просто обменяют старый на новый. А там нам сказали: платите 6,5 тысячи рублей, мы сразу сделаем рентген уха, и сегодня же уйдете от нас с новым аппаратом. А на основании полиса, то есть бесплатно, даже рентген сделать не предложили. Но 6,5 тысячи - это целая пенсия. Отдашь, а жить на что? Мы решили получить аппарат бесплатно, по закону. Напрасно, наверное. Бесплатно только мучения достаются..."

А история программиста Надежды Симоновой, сотрудницы одного из казанских вузов, наводит на мысль, что болеть нынче лучше бесплатно. В смысле, не оформляя больничного. Потому как, справившись на больничном с основным заболеванием, рискуешь в процессе его оформления заработать дополнительное. Например, невроз. Симонова с ОРВИ на больничный попала. Вылечилась, пришла к врачу. Та долго оформляла новый бланк строгой отчетности, сверяясь с образцом и боясь испортить. А потом пациентка отнесла документ в регистратуру, где неопытная сотрудница в нем что-то не так черкнула. Разумеется, скандал, разборка с участием главврача. Пациентка ждет. Минут через сорок ей, наконец, новый больничный выписали, велели беречь как зеницу ока. Донесла до своей бухгалтерии - а там на бланк посмотрели, ее просьбу не испортить выслушали и... отругали. Мол, никто не знает, как с этими бланками обращаться, образцов для их заполнения нет, и вообще легче их вовсе не оформлять, а Симоновой "восьмерки" в табеле нарисовать.