Больной и еще больнее: у школьников в Татарстане отказывают желудки и сдают нервы

Наталия ВАСИЛЬЕВА
Больной и еще больнее: у школьников в Татарстане отказывают желудки и сдают нервы

Всего 3,2% школьников в Татарстане могут похвастаться богатырским  здоровьем, в Казани - 10,4%. При этом болезни атакуют детей стремительно.  К примеру, у подростков за последние пять лет заболеваемость органов пищеварения выросла на 28%, эндокринной системы – на 22%. А у старшеклассников на первом месте – нервные расстройства. Почему современная школа представляет опасность для здоровья детей, рассуждали сегодня в Казанском медуниверситете дамы-депутаты Госсовета РТ, чиновники и ученые.

Вице-спикер Госсовета Татьяна Ларионова, открывая дискуссию, отметила, что несмотря на неусыпную заботу руководства республики о детях, в последнее время наблюдаются негативные тенденции: абсолютно здоровых детей становится все меньше, хронических заболеваний у каждого нездорового ребенка - все больше. Заметить недуги на ранней стадии могли бы школьные медики, но их катастрофически не хватает. В Казани, например, по информации горздрава, на 120 тыс. школьников  должно приходиться по новым нормативам не менее 122 врачей и 203 медсестер, но их только 56 и 124 соответственно. Пополнение не предусмотрено старым штатным расписанием: нет ставок - нет кадров, а новые школы тем временем открываются…

- С 5-го класса мы наблюдаем неуклонный рост заболеваемости, а после 11-го почти 70% выпускников имеют хронические заболевания. И не одно, а несколько. Они та самая третья группа здоровья, которая не всегда соответствует цифрам в официальных документах, - заявил присутствовавший на встрече замдиректора Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава РФ - директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Владислав Кучма. – За последние годы изменилась структура заболеваний старшеклассников. На первом месте у них теперь -  нервные и психические отклонения (21%), на втором – проблемы с опорно-двигательным аппаратом, на третьем – с сердечно-сосудистой системой. Среди хронических заболеваний лидируют нарушения работы органов пищеварения. Согласитесь, что все это очень напоминает типичные диагнозы банковских клерков, офисных сотрудников. Казалось бы, откуда у детей нервные расстройства? Нам говорят, ЕГЭ. А международные исследования среди учащихся показывают, что только треть российских детей довольны школой, им нравится туда ходить. По этому показателю мы находимся в нижней части списка опрошенных стран. Вы посмотрите, в прошлом году каждый четвертый мальчик или девочка дрались в школе! В издевательствах над ровесниками участвуют 24% школьников, а остальные в той или иной степени вовлечены в этот процесс. А есть еще кибербуллинг. Все это не может бесследно пройти для психики детей. 

По мнению известного гигиениста Кучмы, сегодняшние условия обучения детей потенциально опасны для здоровья детей:

- Условия - это не только школьное питание и парты в кабинетах. Практически все инновационные технологии, которые мы сегодня видим, вроде «цифровой школы», «электронного образования», не проходят оценку на безопасность.
 
Решить эти проблемы предстоит в Десятилетие детства, объявленное в России на 2018 – 2027 годы, снижая градус напряжения после речи московского гостя, заявила Татьяна Ларионова. По ее словам, в настоящее время в Госдуме рассматриваются поправки в законодательные акты, регламентирующие работу школьного здравоохранения, от Татарстана ждут отзывов и предложений.

Вице-спикер, не откладывая, озвучила свою инициативу: 

- К сожалению, мы теряем детей на уроках физкультуры, а это говорит не только о физической неготовности детей, но и, возможно, об ошибках педагогов. Скорая помощь в некоторых случаях не успевает приехать и спасти ребенка. Поэтому важно провести необходимую подготовку учителей по оказанию первичной медицинской помощи.

Владислав Кучма предложил вернуть в школы советскую практику медосмотров детей узкими специалистами, а также проверять их на наличие нервных расстройств.
 
Его коллега по НМИЦ здоровья детей, главный научный сотрудник лаборатории социальной педиатрии и качества жизни Валерий Альбицкий посоветовал республиканским минздраву и минобрнауки обратить внимание на детские сады.

- Профилактика заболеваний в детсадах практически забыта, медицинские исследования не проводятся, - с сожалением констатировал профессор. 

А с детской инвалидностью, по словам Альбицкого, много неясностей:

- Официально у нас в стране 650 тысяч детей-инвалидов, но если использовать европейские критерии признания ребенка инвалидом, то у нас их около миллиона! Я убежден, профилактика детской инвалидности должна стать национальной задачей.

Ученый попросил власти Татарстана выделить грант и кафедру в Казанском медуниверситете для изучения проблемы, тем более что в нашей республике детская инвалидность за десять лет выросла на 26%:

- Мы должны обосновать природу инвалидности: на каком этапе ребенок переходит из статуса больного в статус инвалида, сможет ли он потом работать и прочее…

- Для современных подростков характерно раннее вступление в половую жизнь. 10% абортов в России совершают девочки в возрасте до 15 лет. Частота гинекологических заболеваний у школьниц велика, но если девочки могут обратиться к детскому гинекологу, то мальчикам сложнее. По статистике, каждый третий школьник имеет андрологическую патологию, - коснулся еще одной сферы детского здоровья профессор кафедры педиатрии и неонатологии Казанской медакадемии Станислав Мальцев. – По данным петербургских ученых, имеют проблему фертильной сферы 60% девочек и 46% мальчиков. Через пять-десять лет они будут рожать, но кого? Хотя говорить об этом не принято, но думать об этом надо. 

Дамы-депутаты согласно закивали головами. Встретив одобрение, профессор Мальцев решился на более откровенное заявление:

- Власти не имеют полной информации о реальном состоянии здоровья детей. Им ведь хочется что-то положительное. А положительного очень мало. Когда, например, говорим о заболеваемости и смертности, устанавливаем для статистических расчетов возраст 0 - 17 лет и в среднем показатели получаются вполне терпимые. А если посмотреть школьников разных классов, то ситуация – очень-очень грустная.