Будут ли в Казани доставлять наличные по воздуху?

Элеонора РЫЛОВА
Будут ли в Казани доставлять наличные по воздуху?

Дроны наступают: их использование для доставки наличных анонсировал Сбербанк, причем первый пробный полет должен пройти в Казани. А в конце июня сеть российских пиццерий, филиал которой есть и в столице РТ, в Сыктывкаре осуществила первую доставку пиццы «по воздуху». «Это чистый пиар», - считают опрошенные «ВК» владельцы беспилотников. При этом сами они находятся в небе на птичьих правах.

Большие возможности маленьких аппаратов

Громко жужжащий лопастями аппаратик, резво отрывающийся от земли, моментально приковывает внимание гуляющих в парке Победы - взрослых и детей. Экзотическую летающую штуку народ принимает за игрушку. Между тем для предпринимателя и режиссера Алексея Галютина это самый что ни на есть рабочий инструмент. Они с компаньоном Тимуром Миневалиевым делают рекламные ролики, презентационные фильмы для известных фирм. Даже участвовали в съемке двух татарстанских кинолент: «Байгал» Ильдара Ягафарова и «Водяная» Алексея Барыкина, в которые вошли завораживающие кадры, сделанные с высоты птичьего полета.

Как и все владельцы дронов, они считают, что за беспилотниками будущее. И одно из самых перспективных направлений - доставка дронами различных грузов.

- Квадрокоптеры сегодня активно ведут аэросъемку и картографирование, мониторинг и видеонаблюдение за газо- и нефтепроводами, электросетями, ищут пропавших людей, обеспечивают безопасность, доставляют медикаменты в труднодоступные места, - перечисляет области применения этой техники у нас в стране Галютин.

А вот для массовой доставки пиццы или денег пока нет условий. «На уровне пиара - это здорово. Но один подъем дрона в воздух в зависимости от его мощности стоит пять - восемь тысяч рублей. Сколько нужно продать пиццы, чтобы это было экономически выгодным?» - рассуждает Алексей Галютин.

Один из первых собственников дронов в Казани, директор компании «Глобал медиа» Андрей Ермолаев, также считает, что пока техника не настолько совершенна, чтобы применять ее в мегаполисе, где полетам мешают высотки, да и на большую дальность управляемые с земли аппараты не рассчитаны. Кроме того, есть вопросы по части адресности: дрон может приземлиться на крышу, во двор, но к конкретному окну он подлетать пока не научился. Хотя последние поколения квадрокоптеров и оснащаются датчиками, препятствующими столкновениям, но из-за потери связи с землей или движения на большой скорости дрон может не успеть затормозить, упасть и разбиться, кроме того, его нужно довольно часто подзаряжать.

Впрочем, прогресс не стоит на месте, и Сбербанк уже с расчетом на будущее в качестве эксперимента тестирует возможность доставки денег с помощью дронов. Купюры помещают в специальные контейнеры, и если они попадут не по назначению, то включается программа и впрыскивается специальная краска, превращающая наличность в обыкновенную бумагу.



«Им бы в небо»

Квадрокоптеры появились на рынке три-четыре года назад.

- Первые дроны мы везли из-за границы: из США, Арабских Эмиратов, - рассказывает Андрей Ермолаев. - Сначала это были простенькие аппараты с GoPro-камерой, это сейчас есть огромный выбор - на любой вкус и кошелек, и заказать их можно по Интернету.

Цена на дроны стартует от 20 тысяч рублей, средняя цена дрона с камерой - полмиллиона, мощная техника с профессиональной оптикой может потянуть на 3 - 4 млн рублей. Чем дороже беспилотник, тем больше высота и дальность его полета, а также вес, который он может взять «на борт».

Сегодня в Татарстане насчитывается более ста предпринимателей, использующих дроны в бизнесе. Большинство из них специализируется на аэросъемке для рекламы. Когда-то сделать снимки города сверху было серьезной проблемой - для этого задействовали вертолет и мощную фототехнику, теперь с этой задачей играючи справляется квадрокоптер.

Умению управлять такими аппаратами в России нигде не обучают, поэтому все учатся на своих ошибках и друг у друга. Хотя за границей есть специальные школы, которые выдают права пилота дрона. «Наш оператор, например, обучался в ОАЭ», - говорит Ермолаев.

- Когда-то в парке Победы собирались владельцы квадрокоптеров, устраивали гонки, а кто-то, как когда-то и я, учился ими управлять, - рассказывает Алексей Галютин.

Сейчас же поднять в воздух беспилотник можно только на свой страх и риск. Дело в том, что с 5 июля вступил в действие закон, в соответствии с которым владельцы этих летательных аппаратов обязаны их не только регистрировать и ставить на учет, а еще и страховать. Но ни регламент, ни даже уполномоченный орган, который будет этим заниматься, в документе не прописан. А страховщики просто отказываются страховать дроны, ссылаясь на то, что не знают, что это такое.

Но главная проблема - получение официального разрешения на полет. Для этого владельцам БПЛА нужно получить согласование сразу в нескольких ведомствах - от ФСБ до Татаэронавигации - притом что сроки согласования превышают сроки, на которые выдается разрешение на полеты.

- Ко мне обратился коллега из Великобритании, который хотел снять документальный ролик о подготовке Казани к чемпионату мира по футболу-2018. Для этого он специально приехал в город на несколько дней. Но вовремя получить официальное разрешение на съемку с воздуха мы так и не смогли, - вспоминает Галютин.

Сложнее стало летать и после выхода фильма Алексея Навального «Он вам не Димон», считают в сообществе собственников дронов. Если раньше казанская полиция вполне благодушно реагировала на парящие над городом квадрокоптеры, то после резонанса, который вызвал в народе просмотр этой ленты, все чаще полицейские требуют предъявить полный комплект документов на технику. А во время Кубка конфедераций Казань вообще была объявлена бесполетной зоной для БПЛА. Но и сейчас квадрокоптеры, по сути, находятся в небе незаконно, а их владельцы в любой момент могут быть наказаны за нарушение воздушного пространства. Штраф для юрлиц внушительный - 300 тысяч рублей, «частники» могут попасть на пять тысяч.

По факту тот регламент, который существует сегодня, невыполним, считают члены сообщества. Своими проблемами владельцы беспилотников поделились с президентом РТ Рустамом Миннихановым на последнем расширенном заседании совета по предпринимательству. И были услышаны и поддержаны. Теперь они ждут разработки нового порядка выдачи разрешений на полеты, чтобы находиться в небе не на птичьих правах.