«Царевна-Лебедь» из Третьяковки прилетела в «Эрмитаж-Казань»

Айсылу КАДЫРОВА
«Царевна-Лебедь» из Третьяковки прилетела в «Эрмитаж-Казань»

Работы Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова, Константина Коровина, Петра Кончаловского, Кузьмы Петрова-Водкина, Николая Рериха можно будет увидеть на выставке, которая откроется в субботу в центре «Эрмитаж-Казань». 

Выставка «Гений века. Шедевры из собрания Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств РТ» - это первый проект долгосрочной программы сотрудничества, в рамках которой пройдут выставки в Казани и в Москве. В составе экспозиции - 53 живописные и 8 скульптурных работ из коллекции Третьяковской галереи и 20 живописных произведений из собрания ГМИИ РТ. 

Произведения, экспонируемые на выставке «Гений века...», представляют одну из самых блистательных эпох русского искусства - первые десятилетия ХХ века. Выставка  поделена на разделы: «Символизм», «Русский импрессионизм», «Московский сезаннизм» и «Бубновый валет», «Неопримитивизм», «После революции. Мастера и новое время», «Скульптура». 

Титульный экспонат выставки, ее эмблема - «Царевна-Лебедь» (ГТГ, 1900) Михаила Врубеля. Известно, что Врубель оформлял оперный спектакль Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», в котором партию Царевны-Лебедь исполняла его жена - Надежда Забела-Врубель. «Все певицы поют, как птицы, а Надя – как человек!» – говорил о ней художник. Однако его знаменитая картина не портрет артистки в костюме лебедя. Он наделил свою «Царевну...» демоническими чертами, пытался показать момент превращения девы в птицу, ведь Царевна-Лебедь - это мистическое существо двойственной природы.

На казанской выставке «Царевна-Лебедь», которая является неотъемлемой частью постоянной экспозиции Третьяковской галереи и крайне редко ее покидает, «встретится» с масштабным декоративным панно Михаила Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля» (ГМИИ РТ, 1896). Это эскизный вариант одноименного панно, которое художник писал для готического кабинета особняка купцов Морозовых.

Встреча на выставке в Казани произведений из двух выдающихся музейных собраний России также позволит оказаться рядом работам, изначально задуманным как парные. Так, например, впервые за многие годы будут экспонироваться в едином пространстве картины Михаила Ларионова «Провинциальная франтиха» (ГМИИ РТ, 1909) и «Провинциальный франт» (ГТГ, 1909), работы Наталии Гончаровой «Шабат» (ГМИИ РТ, 1911) и «Еврейская лавочка» (ГТГ, 1912).

Также из Третьяковки приедут на выставку в Казань знаменитый портрет Федора Ивановича Шаляпина кисти Константина Коровина (1905), картина Кузьмы Петрова-Водкина «У фонтана» (1906), пейзаж Петра Кончаловского «Под Сиеной» (1912)...

Наверняка вызовет интерес казанских зрителей не самая известная работа Роберта Фалька «Портрет татарского поэта и журналиста Мидхата Рефатова» (1915). Искусствоведы считают ее одной из ключевых картин, демонстрирующих «лирический кубизм» Фалька. И примером того, как кубистический прием позволял художнику через изломы формы передать сложную, рефлексирующую личность портретируемого...

Архитектором выставки шедевров «Гений века...» стала Агния Стерлигова, которая не впервые сотрудничает с Третьяковской галереей: именно она создавала пространство и для недавней выставки из Ватикана - Roma Aeterna, и (вместе с Сергеем Чобаном) для выставки Джорджо де Кирико в Новой Третьяковке.

Известно, что выставка «Гений века...» будет работать в центре «Эрмитаж-Казань» до 27 сентября. Потом откроется второй проект Третьяковской галереи в Казани, он будет связан с творчеством казанского художника, основателя НИИ «Прометей» Булата Галеева. Разработана и третья выставка: на ней будут представлены произведения из ключевого раздела собрания Третьяковской галереи - полотна, лично приобретенные Павлом Михайловичем Третьяковым.