Чего нам будет стоить здесь магазин построить?

Инна СЕРОВА
Фотография Александра ГЕРАСИМОВА

Скоро в Казани появится гипермаркет "Леруа Мерлен" международной компании-ритейлера, специализирующейся на продаже строительных и отделочных материалов, инструментов, товаров для дома, дачи и сада. Построят его, вероятнее всего, на пустыре рядом с "Татнефть-ареной". А жители Ново-Савиновского района за "бонусы" в виде доступных и разнообразных товаров, за которыми не нужно далеко ехать, расплатятся страданиями в новых дорожных пробках.

Намерений построить гипермаркет именно в этом месте компания официально не подтверждает. "Мы очень хотели бы открыться в Казани и ведем работу с местными администрациями. Пока прорабатываются разные участки и районы..." - сказала вчера по телефону корреспонденту "ВК" пресс-секретарь компании Светлана Данилейко. В это время многие уходят в сеть и так появляется интернет гипермаркет электроники, например. Она также уточнила, что "Леруа Мерлен" выбирает место для строительства магазинов не по принципу "в центре города" или "на въезде в город", а исходя из наличия подъездных путей и участка правильной формы, позволяющего создать покупателям максимально комфортные условия и построить парковку с достаточным количеством мест. Данилейко не рискнула назвать сроки, в которые в Казани может быть построен и открыт новый гипермаркет. И это понятно, достаточно вспомнить, как быстро строили, но долго открывали у нас "Ашан", который, как и "Леруа Мерлен", входит в международную корпорацию Groupe Auchan SA.

Однако участок под строительный гипермаркет, похоже, уже выбран. Как сообщил корреспонденту "ВК" информированный источник, его эскизный проект представлен в ГУАиГ. А намерение построить на Амирхана торгово-административный комплекс некое ООО "Интеллект и Право" изъявило почти год назад. И 4 марта было подписано постановление горисполкома №808 о предварительном согласовании места его размещения на улице Амирхана. Срок действия постановления - три года, значит, торгово-административный комплекс на этой земле должен быть построен до марта 2014-го. При чем тут "Леруа Мерлен"? Как сообщают СМИ, в прошлом году собственником ООО "Интеллект и Право" стало ООО "Леруа Мерлен Восток"...

А на прошлой неделе Казгордума по инициативе ООО "Интеллект и Право" перевела предназначенную под торговый объект землю из зоны специального назначения (Д3) в зону обслуживания населения (Д2). По всем правилам, с публичными слушаниями, состоявшимися 5 декабря. Обсуждалось ли на них, чем перезонирование аукнется и что думают о строительстве в этом месте торгового центра архитекторы и жители близлежащих микрорайонов, история умалчивает. А ведь даже сейчас, после пуска в эксплуатацию дорожной развязки на Амирхана, в часы пик и во время хоккейных матчей в "Татнефть-арене" движение на Чистопольской, Бичурина и Сибгата Хакима практически встает...

- Меня удивляет методика решения таких вопросов - на административном уровне, - прокомментировал корреспонденту "ВК" планы строительства нового торгового центра заслуженный архитектор РТ Виктор Токарев. - У нас вначале принимаются решения, а потом архитекторы начинают их анализировать, критиковать. Но есть же главный архитектор города, градостроительный совет, специалисты... Скажите нам: "Дайте предложения", - и мы предложили бы пять-семь приемлемых вариантов, и вот тогда уже можно власть употребить.

В месте, отведенном для "обслуживания населения", по мнению Токарева, куда логичнее было бы разбить парк, которого так не хватает в этом микрорайоне. А если уж здесь что-то строить, говорит он, то в первую очередь дороги. Ведь жилые микрорайоны по этажности, а значит, и по плотности населения вдвое превышают первоначально запланированные! А чтобы избавить от пробок улицу Чистопольскую, необходимо строительство как минимум двух дорог-дублеров между ней и Казанкой, и вкупе с ними - развязки перед Ленинской дамбой, которая выводила бы транспортные потоки не только в центр Казани, но и в Кировский район. Архитекторы просчитывали транспортные перспективы Заречья на математических моделях, и расчеты показали, что без "дублеров" перспектив, считай, нет.

Что же касается грандиозного торгового комплекса, то для него, с точки зрения специалистов, есть немало куда более подходящих мест. В свете того, что сейчас разрабатывается проект строительства дороги-дублера Горьковского шоссе вдоль берега Волги, гипермаркет стройматериалов было бы целесообразно открыть как раз на Горьковском. Или расположить на выезде из Казани в сторону Набережных Челнов. Или на месте бывшего трамвайного депо в районе улицы Павлюхина. Или на землях ушедшего в небытие совхоза "Тепличный" в Авиастроительном районе... "Это же не молоко или хлеб, за стройматериалами люди ездят не каждый день и будут готовы проехать большое расстояние, - заметил Виктор Токарев. - Зато там все было бы организовано действительно комфортно, не только с точки зрения парковки посетителей, но и с точки зрения въезда-выезда, доставки грузов...". Того же мнения придерживается председатель Союза архитекторов РТ Виталий Логинов, заявивший журналистам: "Здания подобного формата должны строиться вне города или на границе города".