«Человек с абсолютным слухом - вредный человек для хора»

Айсылу КАДЫРОВА
«Человек с абсолютным слухом - вредный человек для хора»

К XXXIII Шаляпинскому фестивалю готовятся артисты хора театра им. Мусы Джалиля: с 1 по 17 февраля им предстоит выступить в одиннадцати спектаклях и двух гала-концертах. Будут петь на итальянском, английском, французском, русском языках...

Во сколько начинается рабочий день артиста хора, почему в коллективе не любят людей с абсолютным музыкальным слухом, в какие приметы верят вокалисты - об этом и многом другом корреспонденту «ВК» рассказала главный хормейстер театра Любовь Дразнина.

- Любовь Алексеевна, какой спектакль из программы XXXIII Шаляпинского фестиваля вы бы назвали самым сложным для хора и почему?

- Все непростые. Главная же сложность заключается в том, что артистам хора предстоит быстро перестраиваться с одного стиля звукоизвлечения на другой. Например, после «Порги и Бесс» Гершвина в афише - «Любовный напиток» Доницетти, а следом - вердиевская «Аида». Эти произведения предполагают совершенно разную манеру исполнения.

- В театре имени Джалиля большой хор?

- 75 человек. Это не мало, но и не очень много. Насколько мне известно, в хоре Большого театра России работает 120 человек. Столько же - в хоре Национальной оперы Украины. Нам такого многочисленного хора не нужно, но если бы мы смогли увеличить количество до 80 человек, было бы неплохо.

- Какой певческий голос в нашем хоре самый редкий?

- Тенор. Во всем мире теноров очень мало, они всегда нарасхват. Вторые басы - тоже редкость. Это тембры мужских голосов. А мужчин ведь вообще мало...

- Может ли артист хора стать солистом?

- Такие случаи были, есть. Понимаете, оперных певцов в отличие от музыкантов-инструменталистов не готовят с детства. Увидеть и услышать, что у тебя есть вокальные данные, можно годам к двадцати. К этому возрасту практически у всех музыкантов уже имеется опыт пения в хоре... Вы лучше спросите меня: реально ли оперному солисту стать артистом хора? И я вам отвечу, что петь в хоре  намного сложнее, чем петь соло. Хор требует совершенно другой выучки - слуховой, стилевой.

- Это правда, что у всех артистов хора - абсолютный музыкальный слух?

- Совершенно не так. Человек с абсолютным слухом - вредный человек для хора. Знаете, почему? Он четко слышит определенную высоту звуков и не в состоянии понять, что хоровой строй устроен так, что некоторые звуки в миноре должны звучать с тенденцией понижения тона, в мажоре - повышения. «Абсолютник» не чувствует таких нюансов, он, как правило, уверен в себе и не умеет прислушиваться к другим. А прислушиваться к другим, слышать не только себя - это очень важное умение для артиста хора. И сложное.

- Спектакли в нашем театре начинаются в шесть вечера. Во сколько артист хора должен быть на рабочем месте?

- В половине пятого. Мы распеваемся, потом повторяем какие-то фрагменты из вечернего спектакля - как правило, те, которые плохо удались накануне на оркестровой репетиции. Затем артисты идут гримироваться, надевают сценические костюмы... После спектакля - домой. Разбором спектакля мы занимаемся на следующий день на утреннем уроке.

- Хористов принято поздравлять с дебютами?

- Я это делаю. И с первыми гастролями всегда поздравляю. Личные даты - дни рождения, свадьбы - мы в своем коллективе тоже отмечаем. Понимаете, хоровики - народ сплоченный и благодарный. Мы дружим по-настоящему, мы умеем быть в ансамбле, хотя и работаем в театре - мире интриг. Возможно, нам это удается, потому что в театре хор - разновозрастный. И все очень любят свою работу. Знаете, я очень уважаю наш хор. Это самые большие труженики в театре. Они не требуют почитания, обожания. Они просто хорошо работают, они очень хорошо работают.

- А как берегут свои голоса?

- Гигиена голоса - это всегда очень индивидуально. Кто-то не ест и не пьет холодное, а вот я, например, когда сама в хоре пела, перед выступлением пила холодную воду, меня это заряжало энергией. Семечки, от которых голос садится, конечно, не ела... Как и многие в Казани, я прошла школу Семена Абрамовича Казачкова - знаменитого хорового дирижера. Так вот он запрещал нам в день выступления мыть голову! Представляете?

- Это примета какая-то?

- Нет. Казачков считал, что это элементарно влияет на голос: он хуже звучит, если в день выступления вымыть голову. Голос - действительно очень хрупкий инструмент, его звучание зависит от давления, влажности, температуры воздуха. От настроения и самочувствия человека он зависит!

- На каком языке русскоязычному человеку петь удобнее всего?

- На русском и на итальянском. А труднее всего, мне кажется, - на французском. Произношение артистам нашего хора ставят специальные педагоги - коучи... Да, хористы понимают, что поют: у каждого имеется подстрочный перевод всех опер...

- Любовь Алексеевна, может ли сегодня хор театра имени Джалиля дать свой собственный концерт?

- Честно? Давно пора дать такой концерт. Но мы же работаем в условиях заказа, до самостоятельного проекта у нас просто руки не доходят...