Чему можно научиться у предков

Ирина ПЛОТНИКОВА
Чему можно научиться у предков

В национальном парке "Нижняя Кама" джинсы и бейсболки объявлены вне закона. На две недели на берегах реки Тойма под Елабугой воскресили времена Волжской Булгарии и заселили территорию национального парка участниками историко-краеведческого лагеря. Погостить у них в минувшие выходные довелось корреспонденту "ВК".

Разыскать "булгар" не так-то просто. На карте их поселение не обозначено - палаточный лагерь разбит в лесу, близ деревни Тихоново. Порядки средневековые: от местных жителей, назойливых корреспондентов и предполагаемых вражеских набегов лагерь охраняет воинская дружина. Обосновались любители истории в этих местах 4 июля, покинуть их планируют 17 июля.

Местный правитель - Эльтибер Хабар (он же руководитель казанского клуба "Витязь" и завотделом научной реконструкции Нацмузея РТ Владислав Хабаров), несмотря на жаркое солнце, от народа в ханской юрте не прячется, а, не боясь потерять авторитет, осваивает новое для себя ремесло - лепит горшки за настоящим гончарным кругом. Подданные берут с него пример: кто шьет меховые шапки воинам, кто отливает из олова пряжки для ремня и украшения, а кто плетет из ниток пояса. Работа в мастерских и по хозяйству есть для каждого поселенца в возрасте от 8 до 50.

- Хотим, чтобы дети научились делать что-то своими руками и познакомились с малоизвестными страницами истории своего края, в учебниках ведь о булгарах сказано очень мало, - объясняет Владислав Хабаров. - Лагерь проводится уже 17 лет, бывали смены, посвященные средневековью, ханскому периоду и даже первобытным людям.

На сей раз Эльтибер с двумя племенами "булгар" прибыл в эти края и подмял под себя живших здесь "черемисов" (предки современных марийцев) и "венгров". В состав этих племен влились полсотни казанских школьников. Конкурс среди желающих окунуться в историю не проводился, однако каждому из участников необычной лагерной смены родители должны были пошить простенький исторический наряд из хлопка или сатина. Недорого и практично - можно играть, не боясь испачкаться. Одна из семей так расстаралась, что заготовила своему "булгарину" аж семь комплектов древней одежки!

Впрочем, от некоторых благ современной цивилизации при возрождении булгарских порядков избавляться не стали. В палатках и юртах "древним" разрешено использовать мобильные телефоны, а в мастерских - современные молотки, дрели и пилы. Есть в лесном лагере даже электричество: с помощью генератора качают воду с речки. Вручную с родника носят лишь воду для приготовления пищи. Еда - каша с тушенкой, суп, вареные яйца. В альтернативной кухне-мастерской селян учат печь пироги, пиццу и жарить в масле речных моллюсков. Этих не пуганных людьми обитателей на дне Тоймы немало, а ищут их на ощупь - ногами. Альтернативная еда денег стоит.

В лагере в ходу византийские оболы и арабские дерхемы. Этими монетами платят зарплату мастерам и дружине, на них можно купить корову (глиняную), пояс, шапку, сумку и оружие... Каждый может продать или обменяться тем, что сделал своими руками. За первую неделю лагерной жизни каждый из подданных Эльтибера научился делать фибулу - ажурную застежку для одежды.

"Без фибулы и пояса на людях появляться нельзя", - объясняет корреспонденту "ВК" 9-летняя жительница племени волка Адельер (в миру - Аделина). Вместе с подружкой она направляется в мастерскую, где учат прясть.

Рядом находится мастерская холодного тиснения по коже. Менеджер по профессии Сергей Федотов учит ребят и девчонок, как скроить из кожи хлебную суму, а затем с помощью чеканки нанести на нее оригинальный рисунок. Надо сказать, что благодаря мастерству и заморским штампам из медицинской стали изделиям "булгарских" мастеров позавидует любой бутик. Хотя некоторые парни именно здесь, в историческом лагере, впервые взяли в руки пилу, молоток и иголку, а еще научились чистить картошку.

Потерять деньги легче, чем заработать. Стоит наступить на порог ханской юрты - попадешь под суд. За неуважение к духам, которые могут обидеться и навсегда покинуть дом, оступившегося ждет штраф. А еще по приказу предводителя раз в два дня подданные платят писарю налог. "Недовольство этими поборами растет, и почти каждую смену бывает бунт, думаю, и в этот раз меня "зарежут", - прогнозирует Эльтибер Хабар.

Суть экономической игры в том, что заработанные к концу смены деньги дети смогут обменять на рубли по курсу: каждый обол - пять рублей, дерхем - три. По словам Владислава Хабарова, в былые годы самым работящим ребятам удавалось увезти с собой рублей по 300. Но еще дороже среди детей и их родителей ценятся товары, сделанные своими руками, будь то маленькая глиняная свистулька или колечко.

 

1_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy

2_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy

3_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy

5_copy_copy_copy_copy_copy

4_copy_copy_copy_copy_copy_copy