«Членовозы» - пожизненно: власти Татарстана закрепят за VIP-пенсионерами персональные авто с водителями

Марина ЮДКЕВИЧ
«Членовозы» - пожизненно: власти Татарстана закрепят за VIP-пенсионерами персональные авто с водителями

Кабмин РТ готовится принять постановление под условным названием «О каретах прошлого». В нем будут прописаны дополнительные пожизненные привилегии для «лиц, прекративших исполнение полномочий председателя Госсовета РТ и премьер-министра»... Нет, Фарид Мухаметшин и Ильдар Халиков в отставку еще не ушли, и подписывать постановление о введении новых привилегий придется самому действующему премьеру.

На сайте правительства Татарстана опубликован проект постановления «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.05.2016 №282 «Об утверждении порядка транспортного обслуживания, обеспечиваемого в связи с исполнением полномочий лицами, замещающими отдельные государственные должности Республики Татарстан на постоянной основе». Теперь такое обслуживание по высшему чиновничьему разряду - авто с персональным шофером (в советское время такие назывались "членовозами") - намерены оставить за высшей номенклатурой, спикером и премьером Татарстана, и после их ухода в отставку. И не только за ними, но и за «членами их семей».

Интересно, что действующий закон «О госдолжностях РТ» уже с мая 2011 года предусмотрел «транспортное обслуживание» таких отставников. Но за практическое нормативное воплощение этой нормы взялись лишь пять лет спустя. Похоже, где-то на самом верху татарстанского политического олимпа решили, что пора. Пора уже готовить хоры депутатов и чиновников к исполнению классического «на кого ж ты нас покидаешь»...

Очевидно, ввиду сугубой трогательности предстоящего момента эти госгарантии сохранения подвижности решили усилить. Вместо простого «транспортного обслуживания» - персональное. Чтобы отставные премьер и спикер, собравшись с супругами, скажем, на рынок за обычным продуктовым набором пенсионера, садились в привычный «Мерседес», а не в любой свободный автомобиль из гаража кабмина - какой-нибудь, прости господи, «Шевроле», который только что возил какого-то специалиста 1-го разряда в командировку в район...

Недаром разработчиком нового проекта на сайте кабмина значится «ведущий специалист отдела режима, мобилизационной подготовки, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций». Ведь вышеописанная ситуация для этих персон стала бы абсолютно чрезвычайной!

Что касается бюджетных затрат на реализацию дополнительной привилегии «бывшим», то их размер также определит Кабмин РТ. Сколько выйдет - сразу и не скажешь. С одной стороны, предоставление автомобиля одному татарстанскому депутату Госдумы РФ во время его наездов в республику обходится примерно в 1,9 млн рублей в год... А с другой, ведь даже нашему депутату Госдумы, и тому иногда приходится ездить по отдаленным местам обитания избирателей, а какие избиратели так уж мечтают встретиться с начальником, когда он уже бывший?.. Так что эти комфортабельные кареты прошлого далеко вряд ли уедут.

Хотя они ведь повезут еще и «членов семей»... По закону к членам семей, имеющим право на такие родственные привилегии, относятся дети, братья, сестры и внуки, если они нетрудоспособные, либо не достигшие совершеннолетия, либо достигшие, но продолжающие обучение... Жены же спикера и премьера получают право пользоваться персональными авто своих мужей без всяких дополнительных условий.

Оно конечно, Гузель Халиковой, совладельцу сети модных ресторанов «Максимилианс», и без того, кажется, вряд ли грозит ездить на базар на автобусе... А Фарид Мухаметшин как основатель татарстанского «Авторетроклуба «ГАЗ-21» может элегантно подвозить супругу к рынку на своей «Волге» 1963 года или «Победе» 1954-го... Опять же, дети у обоих тоже небедные, а ведь еще Минтимер Шаймиев в бытность президентом неоднократно указывал, что скидывать заботу о родителях на госбюджет - грех!

Впрочем, и ему самому полагаться на милость детей не приходится. По закону «О госдолжностях РТ» президент Татарстана после прекращения этих полномочий помимо персонального авто получает единовременно 10-кратную президентскую зарплату, ежемесячно - 80 процентов этой зарплаты и пожизненно - охрану и госдачу. А когда семья бывшего президента осиротеет, ей будет положено единовременное пособие, равное годовому размеру зарплаты президента... плюс те же гарантии транспортного обслуживания за счет бюджета.

Для отставных спикера и премьера этот закон установил единовременные выплаты в размере 10-кратной бывшей зарплаты, доплаты к пенсии (80 процентов от зарплаты)... В общем, в крайнем случае лишения персонального «Мерседеса» на такси хватило бы. Но тогда произошло бы непоправимое: рухнула бы гармония мироздания, причем со страшным грохотом.

Ведь хотя представители высшей власти Татарстана встроились в наш капитализм удачнее многих независимых от бюджета предпринимателей, но сознание-то куда девать - сознание советско-номенклатурное, в котором персональный автомобиль с персональным шофером не средство передвижения, а знак «Жизнь удалась»!..

Постановление кабмина о «каретах прошлого» может быть принято уже на следующей неделе. До 24 ноября этот проект - на антикоррупционной экспертизе. Можно не сомневаться, он ее пройдет без потерь. Уж что-что, а коррупция тут решительно ни при чем: при феодализме коррупции не бывает!

В России, например, система пожизненного владения имуществом и благами появилась уже больше полутысячи лет назад, когда наградой за верную службу государю стала раздача государственных земель в пользование. Но постепенно эти поместья начали переходить по наследству, а три века спустя наследники уже могли не иметь никакого отношения к государевой службе: их право на «кареты прошлого» никому и в голову не приходило оспаривать...