Чтобы Дед Мороз "кота в мешке" вам не принес

Инна СЕРОВА
Чтобы Дед Мороз  "кота в мешке" вам не принес

Сомнительные подарки получили некоторые ребятишки в прошлом году. Купленные для них взрослыми традиционные наборы сладостей оказались такого качества, что мамы и папы, а также бабушки и дедушки после вскрытия подарочной упаковки принялись звонить в Госалкогольинспекцию и Роспотребнадзор. Чтобы не испортить нынешний праздник, специалисты, занимающиеся защитой прав потребителей, советуют перед покупкой подарка внимательно изучить упаковку.

Список подарков, которые подпадают под понятие "совсем не подарок", достаточно велик. Чаще всего, по данным специалистов отдела по предупреждению нарушений на потребительском рынке Госалкогольинспекции РТ, в красочные пакеты и коробочки попадают просроченные вафли, конфеты и печенье, однако бывают "подарочки" и похуже. Например, в одном недешевом подарке год назад обнаружилась игрушка китайского производства, от которой ребенок пошел разноцветными пятнами. К счастью, не из-за аллергии, а оттого, что краска, которой игрушка была покрыта, оказалась крайне нестойкой. А в другом подарке обнаружились, напротив, невероятно стойкие конфеты: съев их, ребенок перемазался "шоколадом", который, в отличие от настоящего, упорно не смывался с рук и лица...

В идеале проверять на безопасность содержимое подарочных наборов надо бы до того, как они попадут в руки ребенку. Но сегодня выйти с проверкой в торговые точки и на рынки специалистам закон не позволяет: проверки допускаются лишь по жалобам.

- В прошлом году мы получили много жалоб на содержимое подарочных наборов, но большинство недовольных покупателей ограничились разговором по телефону, - посетовала в разговоре с корреспондентом "ВК" замначальника Казанского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан Дина Майлова. - Многим жаль тратить время на соблюдение всех формальностей, люди просто выпускают пар и успокаиваются. От казанцев в прошлый Новый год поступили всего три письменные претензии к подаркам, мы провели по ним проверки, нарушения подтвердились, и были устранены, а недобросовестных продавцов наказали.

Майлова считает, что, если бы те, кто обнаружил в подарочных наборах некачественные товары, не ленились и писали жалобы в Госалкогольинспекцию или Роспотребнадзор, залежалые вафли и конфеты сомнительного состава встречались бы в них намного реже.

Но справиться с проблемой можно и по-другому: не покупать наборы, в качестве которых есть основания сомневаться.

- Не стоит в погоне за дешевизной идти за подарками на рынок, - считает Майлова. - А в магазинах надо внимательно читать надписи на упаковке: состав, сроки годности...

Но в том-то и дело, что состав не на всех подарках прописан понятно. Хорошо, если на упаковке перечислены все компоненты, состав и сроки годности каждого, например, "Шоколад такой-то, состав, годен до...", "Конфета такая-то...". И так далее. Но корреспондент "ВК", изучив надписи на двух десятках подарочных наборов в ближайшем супермаркете, такой подробный расклад обнаружила лишь на одном. А на остальных после слова "состав" было написано: какао, мука пшеничная, масло растительное, стабилизаторы, загустители... и так далее, вплоть до десятка уже привычных "Е". И стоял общий срок годности подарка, который неведомо как определялся - то ли по самому "неживучему", то ли по самому "долгоиграющему" компоненту.

- К сожалению, законодательство это позволяет. Для кондитерских наборов, состоящих из различных видов и наименований изделий, указывается общий состав ингредиентов всех изделий. Самое разумное - брать тот подарок, на котором изготовитель по собственной инициативе подробно прописал состав и сроки годности, - говорит Дина Майлова. - Да и при выборе подарка покупатель вправе ознакомиться с его содержимым. Если упаковка непрозрачная и образец в магазине не выставлен, требуйте, чтобы продавец вскрыл подарок, это законно.
Но прежде всего качество подарочных наборов зависит от человеческого фактора, убеждена она. Если владелец торговой точки ответственно относится к делу, то дрянь продавать не станет. Впрочем, довод в пользу крупных сетевых магазинов тоже есть: "Там действует специальная система контроля качества".