Даешь зеленую волну!

Айгуль ШАРАФИЕВА
Даешь зеленую волну!

Через год Казань может получить 95  перекрестков и 16 развязок, на которых никогда не будет пробок, утверждают в муниципальном бюджетном предприятии "АСУДД". Все, что для этого нужно, это 600 маленьких железных коробочек-датчиков, несколько контроллеров и 980 миллионов рублей на их приобретение.

Движение без заторов специалисты называют "зеленой волной". Эту волну казанские светофоры сейчас могут давать как часы, которые остановились. Сломанные часы, как известно, показывают правильное время  дважды в день. Ну и казанские светофоры тоже: зеленую волну дать могут, но  только три-четыре раза в день согласно заранее установленной программе.  Например, утром  - в сторону центра, днем - и туда, и сюда,  а вечером - зеленый свет тому,  кто  едет из центра домой. А так, чтобы быстренько отреагировать на растущую пробку, пропустив гудящий поток, нет, к непредвиденному светофор останется безучастен.

А вот за рубежом такой же  светофор  реагирует на ситуацию мгновенно.  Стал поток расти - подключит зеленый свет, и не на одной улице, а на всем протяжении  пути автомобиля,  сопоставив  свою работу со светофорами-соседями.  "Вот это и называется  "автоматизированная система управления движением", - пояснил корреспонденту "ВК" замдиректора АСУДД Евгений Пыров. - У светофора нет мозгов,  но на него работают датчики, контроллеры и центральный компьютер - вроде как главный постовой. Такую же схему мы хотим установить и у нас.  Мозг для такого постового мы уже  выбрали - нашли хороший у итальянцев. Датчики тоже подобрали.  Осталось воплотить проект в жизнь".

"Воплотить проект  в жизнь" - это значит получить на него деньги. По плану первый этап борьбы с пробками должен был начаться в Казани уже в этом году. Идеально отлаженное движение градоначальники хотели получить к 2012 году  на маршрутах Универсиады.  А для этого на девяноста пяти перекрестках  и шестнадцати развязках  установить 580 датчиков, которые умеют беспрерывно считать движущиеся автомобили и,  определяя их скорость, тут же сообщать сведения на центральный компьютер. А с него через контроллеры должны были поступать приказы светофорам. И ни тебе пробок, ни заторов. На втором этапе проекта  весь этот  комфорт предполагалось распространить не только  на гостей Казани, но и на всех ее жителей, расставив к 2020 году непривычную технику  по всему городу. Вот только деньги на реализацию дорожного проекта  в АСУДД так и не получили.

- Мы ждем их в самое ближайшее время, - говорит Евгений Пыров. - Но все-таки уверены, что одни датчики в борьбе с пробками не помогут.  Вы их хоть сотню расставьте, но толку не будет, если люди будут продолжать парковаться возле обочин на узеньких дорогах.

По мнению специалистов АСУДД, избавляться от заторов нужно так же, как домохозяйка избавляется от беспорядка - с помощью разумного планирования.  Для этого нужно пересмотреть некоторые нормы: например, строительные правила в Казани, оказывается,   до сих пор исходят из того, что на сто семей у нас якобы приходится всего 6 автомобилей (на самом деле каждый год на дорогах появляется 50 тысяч новых автомобилистов, в 2013 году их вообще  будет 400 тысяч). В итоге вместо разумного планирования город получает сумятицу: например, на месте бывшего ресторана "Акчарлак", по мнению дорожников, нужно построить  большую  транспортную развязку.  А частный инвестор,  оказывается, в полном соответствии со СНиПами уже запланировал там офисный небоскреб. Значит, на этом месте с годами может появиться новый транспортный тромб?
В городе последние лет двадцать был застой в развитии транспортной инфрастуктуры, пояснили корреспонденту "ВК" в пресс-службе мэрии. Но теперь мэрия планирует построить к 2013 году 58 новых парковок, КГАСУ начинает обучать специалистов по  проектированию домов с  7 - 8 подземными этажами для парковок. Взялись за строительство большого и малого Казанского кольца, которое спроектировали еще в шестидесятые, да так и не построили.

Все это поможет ускорить  транспортные потоки, но не решит проблему, говорят в АСУДД. Для борьбы с пробками там предлагают то, что, на первый взгляд, звучит как крамола. "Чтобы не было заторов, одна машина не должна возить одного человека, - считает директор АСУДД Ринат Калимуллин. -  Чтобы ездить без проблем,  люди в массовом порядке должны пересесть на общественный  транспорт".

- В Швейцарии 91% депутатов ездит на работу на трамвае. Не потому, что это демократично. А просто потому, что так быстрее, - солидарна с ним представитель регионального отделения Социально-экологического союза Неля Биктимирова. -  Конечно, сейчас наши городские маршруты разработаны так, чтобы собирать с пассажиров побольше денег, а не так, чтобы они могли быстрее добраться куда им нужно. Но зарубежный опыт подсказывает, что нельзя избавиться от пробок, не наладив работу общественного транспорта. В Италии, где казанцы хотят позаимствовать систему автоматизированного управления дорожным движением, поездку на общественном транспорте можно спланировать через Интернет, как полет на самолете или поездку на поезде, с точным временем прибытия.  

В Европе вообще, пройдя все этапы борьбы с пробками, решили, что автомобилям надо создавать враждебные условия. И стали   заставлять их  снижать скорость, запрещать  въезд в центр города,  снижать  количество парковок и даже дома строить без парковочных мест.

- Но одновременно они стали создавать идеальные условия для пассажиров общественного транспорта, - рассказала Неля Биктимирова. -  Вот у нас разбирают трамвайные пути, а там, наоборот, водители растущего числа трамваев могут с помощью датчиков получать зеленую волну и, с ветерком доставляя людей к нужному месту,  заставлять  частные автомобили останавливаться.