Деньги - на душу: родители казанских школьников, которые решили учить детей дома, хотят получать за проделанную работу

Наталия ВАСИЛЬЕВА
Деньги - на душу: родители казанских школьников, которые решили учить детей дома, хотят получать за проделанную работу

Новый порядок перевода детей из школы на стремительно набирающее популярность семейное образование разработало Минпросвещения РФ. Проект документа возмутил родителей «семейников», которые считают, что чиновники хотят столкнуть их лбами со школой. Особенно мамам и папам не понравилось предложение ввести обязательную промежуточную аттестацию детей, не посещающих школу, причем только в тех учебных заведениях, которые выберут местные власти. Противники нововведений написали петицию в минпрос и дошли до Госдумы с предложением выплачивать «семейникам» из бюджета компенсацию расходов на учебники, репетиторов и пр. Аналогичные письма не раз писала депутатам и мама казанской старшеклассницы, которая не ходит в школу. 

В последние годы Россия вообще и Татарстан в частности переживают бум семейного образования, когда дети не посещают школу, а постигают науки дома вместе с родителями или педагогами, которых те им наймут. По мнению экспертов, основные причины распространения семейного образования - растущее среди родителей недовольство качеством обучения в школах, претензии к учебным программам, буллинг. По данным Общероссийского народного фронта, каждый год число детей на СО увеличивается примерно на 2 тыс. человек, на сегодня их около 13 тысяч (из них в Татарстане более тысячи). При этом возникает все больше правовых, финансовых и прочих вопросов, связанных с этой формой обучения, а растущая популярность СО тревожит не только чиновников от образования, но и правоохранительные органы. Поэтому в Минпросе РФ разработали проект «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам…», который содержит главу о семейном образовании и который в январе этого года был представлен на общественное обсуждение.

Родители «семейников» тут же раскритиковали документ. Национальная ассоциация семейного образования в своей петиции в адрес минпроса заявила, что предлагаемые нормы «разрушат семейное образование». В частности, их возмутило, что чиновники предлагают ввести обязательную промежуточную аттестацию для детей на СО, что, по их мнению, противоречит действующему закону «Об образовании в РФ», «который предусматривает право обучающегося на аттестацию, а не обязанность».  

Кроме того, авторы петиции считают, что «Порядок...» значительно усложняет процедуру перехода на СО: 

«Теперь родители не просто должны будут проинформировать о выборе семейного образования чиновников, но и сразу же выбрать школу (причем «на основе рекомендаций органа местного самоуправления»), подать в нее заявление о прохождении аттестации, получить в ней утвержденный ею (учет мнения родителей не предполагается) график аттестаций и… подать в прежнюю школу заявление об отчислении, указав в нем новую школу и приложив утвержденный ею график аттестаций… При этом школы будут фактически обязаны готовить графики аттестаций для детей, которые еще не являются (а возможно, и не будут) их экстернами, - а значит, делать это бесплатно (ведь подушевое финансирование выделяется только на конкретных учеников). Как все понимают, это вызовет серьезное ухудшение отношений со стороны школ к семьям на семейном образовании. И пострадают в первую очередь дети».

Недавно активисты ассоциации высказали претензии по поводу проекта минпроса депутатам Госдумы и предложили свои поправки к проекту. В частности, назначить родителям «семейников» денежные выплаты «в размере подушевого норматива финансирования образования ребенка», установленного в регионах (по данным ОНФ, пока такая компенсация выплачивается только в пяти регионах), распространить на юношей, находящихся на семейном образовании, отсрочку от призыва в армию, а также предусмотреть в КоАП санкции за «незаконное давление» на детей, получающих СО, и их родителей.

- Желание чиновников все зарегулировать очень напрягает, - солидарна с авторами петиции активист «Родительского сообщества Татарстана», мама казанской старшеклассницы, перешедшей на семейное образование, Татьяна Череватая. - Да, я понимаю опасения государства, что в домашних условиях может вырасти необразованное поколение. Да, есть безответственные родители, которые пускают учебу детей на самотек. Но большинство родителей выбирают СО как раз из тех соображений, чтобы дать своему ребенку более качественное, чем в школе, образование. Я, например, забрала дочь из престижной гимназии на семейное обучение, так как там много времени тратили на общественные мероприятия вроде сбора макулатуры, каких-то праздников, а не на учебу. И психологическая обстановка была тяжелая, из-за этого ребенок часто болел. Сейчас дочь учится в удобном ей темпе, появилось время на спорт. 

 Череватая обеими руками за то, чтобы родителям-семейникам компенсировали затраты на обучение детей.

- По этому поводу я неоднократно обращалась в комитет Госдумы по образованию. Как только ребенок уходит из школы, для государства он уже как бы перестает существовать и на него не выделяется подушевое финансирование. Насколько я знаю, на обучение одного городского школьника в Татарстане из бюджета выделяется около 28 тысяч рублей в год, в Москве - около 150 тысяч. А когда ты на СО, за все платишь сам. Покупаешь учебники, компьютерные программы, канцтовары, оплачиваешь репетиторов… - рассказала активистка «Вечерней Казани». - Поэтому давайте будем взаимовежливы: если государство требует от нас отчитываться об успеваемости ребенка и проделанной работе, то пусть оно обеспечит нам финансирование. Пусть это будет фиксированная федеральными органами власти выплата, потому что если этот вопрос отдадут на откуп регионам, то в Татарстане, как я подозреваю, найдут возможность эти деньги не выплачивать.

Создатель паблика «Поборы в школах и детсадах» Екатерина Матвеева, которая тоже не понаслышке знает о семейном образовании (в свое время общественница перевела сыновей из казанской школы в московскую, а оттуда - на семейное образование, чтобы обучаться дистанционно), считает, что предлагаемая минпросом норма об обязательной промежуточной аттестации вполне оправданна:

- Дети должны учиться по четкому учебному плану как минимум начиная с 5-го класса и периодически сдавать академические минимумы по базовым предметам. Потому что на СО у некоторых родителей и детей возникает соблазн расслабиться на год-другой, а потом они галопом осваивают программу. Это, на мой взгляд, неправильно. Мои дети, например, когда учились, знали, что в течение месяца они должны освоить определенный объем заданий, получить определенное количество оценок. Поэтому те, кто действительно заинтересован в том, чтобы их дети смогли успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ, думаю, будут не против обязательной промежуточной аттестации. Кроме того, не секрет, что среди «семейников» встречаются сектанты, религиозные радикалы, которые могут обучать дома ребенка вовсе не школьным предметам. 

В то же время Матвеева категорически против того, чтобы «семейников» ограничивали в выборе школы для прохождения обязательной аттестации. 

- По закону «Об образовании в РФ» родитель вправе сам выбирать образовательное учреждение. Но это право не всегда соблюдается, - отметила Матвеева. - Пару месяцев назад к нам обратилась мама семиклассницы из Набережных Челнов, недовольная особенностями местной системы образования. Она рассказала, что еще летом 2019 года ее муж написал заявление в 55-ю челнинскую школу о том, что они переводят свою дочь на семейное образование и что промежуточную аттестацию девочка будет проходить в одной из школ Самары, которую семья выбрала и в которой нет трех часов в неделю «родного языка» и обязательной итоговой аттестации по этому предмету. Однако в сентябре супруги получили из челнинского управления образования уведомление, что ребенок хоть и находится на самообразовании, но аттестовываться будет у них, мол, уже издан соответствующий приказ. Родители школьницы возмутились, почему без их согласия девочку прикрепили к той же школе, и обратились в прокуратуру.