Для Казанского зооботсада выбрали стиль «искиткеч»

Татьяна ЯНЬКОВА
Для Казанского зооботсада выбрали стиль «искиткеч»

Переливающиеся указатели и барсы в тюбетейках - вчера в городской ратуше журналистам представили победителя открытого конкурса на разработку фирменного стиля Казанского зооботсада, в котором приняли участие 76 дизайн-бюро из разных городов России.

2016 год для Казанского зооботанического сада - юбилейный, ему исполняется 210 лет. За свою историю зооботсад - одно из старейших учреждений подобного типа в Европе - значительно поизносился как физически, так и морально. Ведь в отличие от своих европейских собратьев он не видел ни реконструкций, ни модернизаций. Его удручающее состояние вызывало острую критику и самих казанцев, и гостей города. Власти глас народа слышали, но денег на реконструкцию зоопарка найти не могли. Прорыв случился в 2014 году - Рустам Минниханов из бюджета республики дал целый миллиард рублей на то, чтобы превратить скромный Казанский зооботсад в нечто совершенно грандиозное.

Год назад план принялось воплощать в жизнь ПСО «Казань», начав строить на берегу озера Средний Кабан сафари-парк «Река Замбези». После обустройства новой территории кардинальным изменениям подвергнут и историческую часть зооботсада. Кстати, там определенные перемены уже произошли: установлена новая входная группа, проводится реконструкция вольеров для белых медведей...

И хотя до завершения работ еще далеко, в апреле нынешнего года был объявлен открытый конкурс на разработку фирменного стиля Казанского зооботсада. А спустя три месяца в городской ратуше собрали журналистов, чтобы огласить его итоги: к представителям прессы вышел мэр Казани Ильсур Метшин и сказал, что жюри работало полдня и с большим волнением отобрало из 14 работ, дошедших до финала, две лучшие - один проект получит главный приз (около 800 тысяч рублей), а второй, по настоянию главы города, - приз дополнительный (порядка 700 тысяч рублей).

- Настолько высок был уровень заявок, что буквально все решалось одним голосом, и я как председатель жюри, как мэр взял на себя инициативу, - пояснил Ильсур Метшин.


Как удивительный он отметил тот факт, что победителем в общероссийском конкурсе стала именно казанская команда - компания «Максат», обскакавшая даже студию Артемия Лебедева, которая удостоилась лишь третьего места. Спецприз получило московское бюро WOWHOUSE, и поскольку в его концепции было много интересных находок, специалисты бюро также войдут в команду по разработке итогового фирменного стиля зооботсада.

После хвалебного спича в адрес победителей Метшин, передав бразды правления помощнице президента РТ Наталии Фишман (она пришла на встречу в очередной очаровательной «пижамке»), спешно ратушу покинул. А журналистам было предложено посмотреть проекты компаний-победительниц: их транслировали на большом экране, а пояснения к ним давали сами разработчики, выходившие на связь посредством «Скайпа».


Проект компании «Максат» оказался чрезвычайно ярким, даже, можно сказать, карнавальным, солнечным, буквально брызжущим жизнелюбием и оптимизмом. Недаром создатели его назвали «Искиткеч!», что, по заверениям разработчиков, в переводе с татарского языка означает: «Так здорово, что дух захватывает!»

Поскольку главным символом Казанского зооботсада является снежный барс, то в новом логотипе он тоже присутствует и выполнен из растений и стилизованных элементов татарского орнамента. На голове у барса-логотипа тюбетейка, которая одновременно напоминает казанскую «Чашу», а нос «барса» - это листочек реликтового растения гинкго, которое является гордостью нашего ботанического сада. В таком же цветочно-орнаментальном стиле выполнены и изображения других животных зооботсада - льва, жирафа, обезьяны, которые в будущем будут украшать входные билеты, сувенирную и полиграфическую продукцию, рекламные щиты.


Оригинально решили «максатовцы» проблему указателей, которые должны быть выполнены на трех языках - русском, татарском и английском. Их сделали переливающимися, то есть человек видит ту или иную надпись в зависимости от того, под каким углом смотрит на табличку. Вот так вот смотришь - написано «Лев», а наклонишь голову - уже Lion.

На фоне этих ярких переливов предложенные другими участниками конкурса концепции (а журналистам показали еще три проекта) выглядели более сдержанно. Видимо, именно поэтому проект «Максата» был выбран как лучший среди равных.

Однако Наталия Фишман не захотела раскрывать механизм выбора победителя и рассказывать о том, какую роль в этом сыграл Ильсур Метшин. Только зло пошутила: дескать, вам нужны кровь и мясо.

- Особых битв не было, - сжалился над акулами пера один из членов жюри, арт-директор Moscow Design Studio Илья Рудерман. - Был риск, что прольется чья-то кровь, что будут яростные дебаты, что будут несогласные, но все прошло фантастически дружелюбно, потому что большая часть членов жюри совпала в своем мнении. Так бывает.

Итоговый вариант фирменного стиля Казанского зооботсада широкая общественность увидит в августе 2016 года.