Для праздника «Каравон» в селе под Казанью вымыли площадь с шампунем

Ольга ЮХНОВСКАЯ
Для праздника «Каравон» в селе под Казанью вымыли площадь с шампунем

Юбилейный, 25-й по счету «Каравон» пройдет в выходные в селе Никольское Лаишевского района. Побывав в селе за два дня до праздника, репортеры «Вечерней Казани» увидели, как здесь надраивают душистым мылом брусчатку, свозят со всего района урны и монтируют арендованную в Перми сцену.

НИКОЛЬСКОЕ БОЛЬШЕ НЕ РУССКОЕ

Возрожденный четверть века назад праздник русской культуры «Каравон» в последние годы собирает до 25 тысяч участников и гостей. На этот в нем примут участие более 120 творческих коллективов. Однако, как убедились корреспонденты «ВК», денежный дождь над юбилейным «Каравоном» не пролился. Фестиваль оформляют старыми декорациями – пестрыми конструкциями с орнаментом и побитыми ветрами шатрами.

- Да, с финансами напряг, это сейчас общая ситуация, денег на новые конструкции и реквизит для праздника не выделили, - подтвердил главный художник Казанского ТЮЗа Ленар Гильмутдинов, который в течение многих лет отвечает за оформление «Каравона». – В этот раз лишь контролирую, что подкрасить, подновить, куда расставить. Сцена у нас выписана из Перми, говорят, в Казани нет собственной мобильной конструкции. Кстати, режиссера тоже второй год приглашают из Перми. Не сомневаюсь в его компетенции, но разве в Казани нет своих специалистов? У нас же работает институт культуры!

Зато названия улиц в селе теперь указаны на русском, татарском и английском языках. Когда читаешь Ozernaya street на кособокой избушке, хочется съязвить. Но, как выяснилось, появление иностранного шрифта на табличках оправданно. Не далее как в среду в Русское Никольское нагрянули любители русского языка и культуры из Франции.

Тем временем село, которое долгие годы носило название Русское Никольское, оказалось просто Никольским. Слово «Русское» убрали из названия по-тихому несколько лет назад, оно уцелело лишь на указателе на непарадном въезде в село.

В обиходе жители продолжают пользоваться старым названием, но в официальном  документообороте село теперь Никольское. Объяснить нам причину этой перемены никто из сельчан не смог. Общего собрания, говорят, по этому вопросу не было, мнения людей никто не спрашивал, просто поставили перед фактом: теперь вы живете в Никольском.

ЗАТО ОНИ ДЕЛАЮТ БИОТУАЛЕТЫ

Утром село, в котором зарегистрировано около 400 землевладений, тихое, будто спит. На самом деле все давно на ногах, просто большинство жителей уехали на работу в райцентр и Казань. В самом Никольском есть «Индустриальный парк» на месте бывшего гаража и еще несколько мелких производств, на которых занято по два-три человека. «Какие народные промыслы, о чем вы? - смеются аборигены. - Зато мы делаем пластиковые биотуалеты!»

В то, что через пару дней тишину в селе взорвут песни и пляски многотысячного фольклорного праздника, верится с трудом. На будущих концертных площадках топчутся куры.  

На лобном месте, где проходит открытие «Каравона» и стоят трибуны для VIP-гостей, неожиданно собирается молодежь. Это студенты Лаишевского технико-экономического техникума. Вооруженные метлами и граблями, ребята идут на уборку территории. А вот группа девушек с большими щетками, которые намывают площадку перед главной фестивальной сценой — брусчатка в ароматной белой пене и пахнет ромашкой. «На всю площадь ушло два пятилитровых баллона жидкого мыла», - говорят девчонки.

На главной улице села, Центральной, расположена местная достопримечательность - храм святителя Николая Чудотворца XIX века. На одной линии с ним клуб, детский сад, сельсовет. Аптеки в селе нет, поэтому старики заказывают лекарства молодым, и те везут из райцентра. В одном из четырех местных магазинов нас подивили гигантские треугольники с начинкой из свинины, которые, по словам продавщицы, «пекут в Лаишево армяне». 


КУДА ПРОПАЛИ КОРОВЫ?

А вот парного молочка в Никольском отведать нельзя. Коров на селе теперь не держат, молоко с творогом привозят два раза в неделю из соседней деревни Сапуголи (магазинное в бутылках – не в счет). Правда, глава местного самоуправления Эрнест Алеев заверил корреспондента «ВК», что в селе имеется аж 19 голов крупного рогатого скота, но никаких следов коров мы не обнаружили. Как говорится, вступить не во что!

Встреченная нами на Озерной улице Полина Северьянова только горько вздохнула: «Я 57 лет живу тут, как замуж вышла. Раньше каждый двор держал корову, коз. Еще лет десять назад стадо под сто голов шло по деревне. Год назад и мы отказались от скотины: дед-то мой ослеп, из дома не выходит, а одной тяжело, держу только 11 кур да петуха».

Другая местная жительница, пожелавшая остаться неизвестной, поведала нам и вовсе детективную историю:
- В 1990-е, когда я сюда переехала, все держали  коров, поросят, уток, гусей. Гуси-лебеди исчезли, потому что в озере нашем нутрии поселились, которые охотятся на птицу. Глядя на соседей, я тоже телочку завела. Она стельная была, когда в начале 2000-х районная ветслужба всех коров взялась проверять. Сдали кровь на анализы, оказалось лейкоз! Что делать? Один путь – в заготконтору. А потом мы прослышали, будто бы Лаишевский район тогда не выполнил план по мясозаготовкам, а коровы наши ничем не болели... Вот это был шок! Ну а сейчас корма просто «золотые» стали, денег хватает только на кур.

Историю эту, конечно, сейчас не проверишь.

БЫЛО ОЗЕРО РЫТОЕ, СТАЛО БОЛОТО ЗАКРЫТОЕ

В прошлом году «водоохранных зон» жители Никольского надеялись, что у местной власти дойдут руки до очистки сельского озера. Этому рукотворному водоему под названием Рытое лет сто или даже больше. Озеро красивое, но совсем неухоженное — берега заросли, дно заилено, водная гладь замусорена пластиковыми бутылками и пакетами. Так что купаться в нем местные не решаются, разве что ребятня, остальные ходят в соседнюю деревню на Архиерейское озеро. О рыбалке речи тоже не идет, хотя на табличках «Озерная улица» любовно изображены два окунька.

- Мы давно подали заявку в Минэкологии Татарстана, но она лежит без движения, - посетовал глава местного самоуправления Алеев. - Надеемся, все-таки изыщут средства в нынешний Год экологии.  

Конечно, местные жители могли бы не ждать милости от властей, а проявить инициативу снизу да и почистить всем миром водоем. Но упрекать их в бездействии тоже язык не поворачивается — ведь вся нагрузка по уборке Никольского после всенародного гулянья целиком ложится на сельчан. Едва уедет последний гость, они выходят на улицы с мешками собирать мусор и засыпать ямы после биотуалетов.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.