"Драконы" сдохли. Выезжать из долговой ямы будем на "МАЗах"?

Инна СЕРОВА
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

В начале февраля на городские маршруты вышли первые "автобусы Универсиады". 36 белорусских "МАЗов" заменили самые изношенные китайские "Драконы" и "Хайгеры". Как и пять лет назад, машины взяты в лизинг. Десять автобусов приобрело ООО "КПАТП-9", остальные - ООО "Инженерно-технический центр".

В понедельник корреспондент "ВК" позвонила директору ООО "КПАТП-9" Алексею Варину, чтобы узнать, когда на улицах появится следующая партия новых автобусов и какие это будут автобусы. И услышала: "Еду сейчас в Нижнекамск, смотреть "НефАЗы", возможно, и их закупим...".

Варин сообщил, что в этом году надеется полностью избавиться на своих линиях от совсем одряхлевших "китайцев", которых у КПАТП-9 на сегодня 44. А вот 76 "НефАЗов", сказал он, еще послужат, они в неплохом состоянии. Обновлять парк предприятие будет постепенно, ведь за взятые в лизинг в 2007-м автобусы оно полностью еще не расплатилось. По экономическим соображениям предпочтение отдадут не продукции местного производителя, а белорусским "МАЗам": по качеству они "НефАЗам" не проигрывают, а вот по цене выигрывают с большим отрывом. Этого мнения придерживаются не только перевозчики, но и городские чиновники. Зампредседателя комитета по транспорту Людмила Алешина сказала корреспонденту "ВК", что в "МАЗах" и двигатель от "Мерседеса", и коробка передач с тормозной системой импортные, от надежных производителей, а на "НефАЗы" устанавливают китайские движки и российские коробки передач. Но двухдверный короткий "МАЗ", который используется на менее загруженных маршрутах, стоит 3,2 млн руб, трехдверный, большой вместимости - 4,2 млн, а за "НефАЗ" просили больше 5 млн рублей, и лишь недавно "КамАЗ-Лизинг" снизил цену до 4,5. Еще дороже стоят "НефАЗы", в которых  горючим служит наиболее предпочтительный с точки зрения экологии сжиженный газ...

Есть и другие причины, по которым в ближайшее время на улицах Казани вряд ли в большом количестве появятся автобусы на газовом топливе. В эксплуатации они ничуть не дешевле, говорит Алексей Варин. Сэкономленные на горючем деньги улетают на техническое обслуживание (при использовании газа требуется чаще менять масло в двигателе, а расход масла большой). Газозаправочных станций в городе немного, чтобы заправиться, надо уезжать с линии, да и на саму заправку газа уходит не меньше 20 минут. А если автобусу необходимо заехать в ремонтную зону предприятия, чтобы подкрутить какую-нибудь гайку или заварить небольшой шов, то газовое топливо по правилам техники безопасности надо полностью спускать, а на это уходит 8 часов...

На презентации первой партии автобусов начальник комитета по транспорту и связи исполкома Казани Айдар Абдулхаков заявил, что перевозчики сейчас имеют право сами выбирать поставщиков и финансовых партнеров. Остается надеяться, что это действительно так и что перевозчики в этот раз сделают разумный выбор. Пять-то лет назад им это явно не удалось. Напомним, накануне реформы транспортной системы Казани образца 2007 года городские власти тоже официально объявили, что у перевозчиков есть право выбора. Правда, осенью 2006 года СМИ сообщили, что городские чиновники провели переговоры с китайскими производителями автобусов "в связи с намерением оптимизировать пассажирские автоперевозки". Затем последовали сообщения, что переговоры о поставках в Казань китайских автобусов ведут уже сами частные перевозчики, а городские власти договариваются о лизинге "НефАЗов".

В результате машины перевозчикам на условиях лизинга поставила крупная фирма - ООО "Лизинг-трейд". По причине дороговизны автобусов местного производителя в основном это были китайские "Драконы" и "Хайгеры". Причем лизинг, как говорят в комитете по транспорту, в итоге привел к удорожанию автобусов на 35 - 60 процентов. Неудивительно, что частники, которые в отличие от муниципалов, получивших, в основном более надежные "НефАЗы", один за другим начали прогорать. И к концу пятилетнего срока, на который город заключил с ними договоры на обслуживание маршрутов, в живых из по-настоящему крупных коммерческих АТП только два-три и осталось, в том числе те самые ООО "КПАТП-9" и ООО "Инженерно-технический центр", куда три недели назад пришли новые "МАЗы".

"Эти чертовы красные "Драконы" разваливаются на ходу, в них просто ужасно расположены кресла, отсутствует мало-мальски пригодное отопление, а у некоторых - дыры в окнах, заделанные пластиковыми рекламами... И они скорее уже черные, когда их в последний раз мыли, интересно?.." - написал на сайт "ВК" пассажир под ником Казанец.

Но предприниматели, списывающие "Драконы" и "Хайгеры" из-за отсутствия запчастей и износа, еще не расплатились за их лизинг. И с тех, кто больше не в силах платить, деньги взыскивают судом! В Арбитражном суде сейчас рассматривается несколько таких дел. Среди должников - и ООО "ИТЦ", и ООО "КПАТП-9" - одни из самых успешных. А денег, по информации, полученной "ВК" от осведомленного источника в горисполкоме, нет ни у кого, поскольку обещанной властями республики 15-рублевой компенсации за льготников перевозчики так пока и не дождались. Они вообще в этом году никакой компенсации еще не получили. Последний раз им ее выплатили за декабрь - из расчета 9,44 руб. за одну поездку по льготному проездному.

Весной ожидается поставка в Казань еще 120 новых автобусов. До Универсиады хотят заменить 700 автобусов, сказала "ВК" Людмила Алешина, причем 400 из них - до конца этого года. Пока договоры заключены на поставку 255 "МАЗов". Чтобы помочь им, сообщают СМИ, были разработаны схемы кредитования и лизинга от "Ак Барс" банка, Сбербанка и уже известной компании "Лизинг-трейд".

А на прошлой неделе были подведены итоги открытого конкурса на право заключения договоров на пассажирские перевозки по муниципальным автобусным маршрутам. Договоры заключили пока на год, Алешина говорит, что в преддверии Универсиады после сдачи всех новых дорог, развязок и утверждения новой схемы автобусных маршурутов проведут новый конкурс и с 1 мая 2013 года с выигравшими тендер перевозчиками подпишут договоры уже на пять лет. А сейчас 30 разыгрывавшихся лотов включали в общей сложности 72 маршрута. Два лота пролетели мимо конкурса: на маршруты №27 (от сквера Тукая до Деревни Универсиады) и 57 (от улицы Химической через Московский и Кировский район до Старого Аракчино) заявок не поступило.