«Дружба» нынче уже не та

Татьяна ЯНЬКОВА
«Дружба» нынче уже не та

Дегустацию плавленых сыров провели в среду, 30 июля, в Госалькогольинспекции республики: из пятнадцати допущенных к экспертизе образцов, два из которых были колбасными, шесть — ломтевыми и семь — пастообразными, эксперты признали достойными только четыре.

Как оказалось, купить качественный, вкусный, соответствующий всем заявленным на этикетке параметрам плавленый сыр в казанских торговых сетях весьма сложно. Во-первых, почти 80 процентов продукции, представленной на полках магазинов, вообще не имеет права называться плавленым сыром. Это всего лишь сырные или плавленые продукты, скрывающиеся под пленкой или фольгой с хорошо знакомой надписью «Дружба» или «Янтарь». Во вторых, даже если в стаканчике или коробочке находится настоящий плавленый сыр, то в большинстве случаев производитель указывает на упаковке недостоверную о нем информацию. Самыми распространенными нарушениями эксперты назвали занижение количества жира и отсутствие указаний о содержании консервантов. В третьих, объемы производства плавленых сыров катастрофически сокращаются: так, по сравнению с 2012-м, в прошлом году в России они упали на 18,5 процента, а в Татарстане — почти на 40%. Хорошо, что заграница нам помогает, поставляет раскрученные бренды: из Финляндии «Виолу» и «Хохланд» из Германии.

Прежде чем эксперты приступили к оценке вкусовых качеств сыров, были оглашены результаты исследования, в котором приняли 1200 жителей республики. Оказалось, что больше всего нашим людям нравится ломтевой сыр, потому что он удобен в применении — предпочтение ему отдали 30% опрошенных. При выборе сыра покупатели обычно ориентируются на хорошие вкусовые качества продукта — так ответили 38% респондентов. А вот реклама и внешний вид большого значения не имеют. Балуют себя плавлеными сырами татарстанцы не часто: 25% опрошенных ответили, что покупают их примерно раз в месяц, а всем видам упаковки предпочитают пластиковые контейнеры. И все без исключения респонденты сожалели о том, что перестал выпускаться плавленый сыр «Омичка».

О том, что практически все предложенные к дегустации сыры экспертам на запах, вкус и цвет не нравятся, можно было судить по выражению их лиц во время проведения оценки. Уже заполнив оценочные листы отметками, они объяснили свою реакцию так: чувствовалось, что для производства этих сыров было использовано сырье низкой ценовой категории. Небольшое оживление в зале произошло, лишь когда пришло время оценивать пастообразные сыры. А вот на колбасных сырах эксперты снова дружно заскучали — не высоко они оценили копченый вкус сыра «Пестравка» Самарского производства и «Охотничьего» сыра производства города Можга.

В конце мероприятия был озвучен рейтинг, составленный из вкусовых предпочтений экспертов, результатов лабораторных исследований и изучения полноты информации, представленной на этикетке. Первое место в нем досталось зеленодольскому «Васькиному счастью», второе — павло-посадскому «Президенту легкому сливочному», третье - «Хохланду сливочному», четвертое —сыру «Легкий» производства ООО УК «Просто молоко», а пятое место отдали финской «Виоле».

В конце списка оказались продукты, которые были названы фальсификатами, потому что содержат растительные стерины: это сыр «Дружба Витако» из Калининградской области, и два «Янтаря» - производства подмосковного ООО «Ростагрокомплекс» и нижегородского ООО «Краснобаковские молочные проудкты». Популярный краснодарский сливочный «Веселый молочник» оказался примерно в середине рейтинга, хотя за вкусовые качества эксперты поставили ему самый низкий балл.