ЕГАИС наступает на Татарстан

Наталья СУХОРУКОВА
ЕГАИС наступает на Татарстан

Дефицитным товаром, как в свое время гречка и соль, стало в Татарстане оборудование для подключения к ЕГАИС. Уж таковы особенности нашего менталитета, что лишь под конец года владельцы торговых точек и точек общепита в полной мере осознали, что с 1 января 2016-го ЕГАИС для алкогольной розницы - «неизбежное зло». И началось... Ажиотаж, очереди и конкурентные войны между продавцами оборудования. «Вечерняя Казань» выясняла, насколько раскалилась ситуация.

Напомним, с 1 января 2016 года все организации и индивидуальные предприниматели, торгующие в розницу алкоголем (в том числе пивом и пивными напитками), должны фиксировать в системе ЕГАИС каждую партию товара и только после этого выставлять его на продажу. Исключений нет - ни оборот, ни ассортимент на обязанность подключиться к ЕГАИС не влияют. И хотя подобный поворот в жизни алкогольной розницы неожиданным не назовешь: про необходимость подключаться к «оку» ЕГАИС представителям сферы торговли и общепита было известно как минимум за год до описываемых событий, народ же традиционно оставил дело на «самое потом».
В том, что в Татарстане ситуация с подключением алкорозницы к ЕГАИС критическая, нет сомнений - не случайно совещания на эту тему под председательством вице-премьера РТ Василя Шайхразиева проходят в кабмине чуть ли не ежедневно. Но насколько именно она критическая и сколько субъектов с «алкогольными» лицензиями и без них («пивников») подключено на сегодня, остается лишь догадываться - на соответствующий запрос «Вечерней Казани» в Госалкогольинспекции РТ ответили «пока без комментариев».

Между тем государство, решив закрутить гайки продавцам алкоголя (который, к слову, такой же низкомаржинальный товар, как молоко и хлеб, и даже хуже, поскольку покупается реже, а контролируется жестче), включило зеленый свет фирмам, занимающимся автоматизацией бизнес-процессов, и даже создало новую бизнес-нишу - этим решили заняться новые игроки. На фоне всеобщего ажиотажа и желания предпринимателей  срочно укомплектовать свои точки необходимым оборудованием по полной программе, как водится, начался бардак - очереди, спекуляция, ошибки в подключении...  
 
Главная причина возникшей ситуации (ну кроме менталитета, конечно) в том, что многие предприниматели спешат до 1 января обеспечить свои точки полным «боекомплектом», что совсем необязательно, считает гендиректор ООО «Цикл-Информ» Аркадий Дольников. По его словам, до нового года предприниматели обязаны подключиться к ЕГАИС лишь в части подтверждения факта получения  алкогольной продукции. А введение «полного пакета», подразумевающего фиксацию в системе не только поставок, но и продажи каждой бутылки, отсрочено до 1 июля 2016 года.

- Неразумно сейчас в бешеном ритме покупать кассовые аппараты, сканеры, если до обязательного проведения продаж через ЕГАИС еще полгода. Мы своим клиентам говорим: давайте в спокойном режиме в январе-феврале займемся и начнем подключать. Ведь до 1 июля 2016 года этого никто не требует! А там, может, еще на полгода отодвинут, кто их знает, - предполагает Дольников.

Тем не менее, по его словам, продумать, как с наименьшими проблемами и затратами пройти второй этап подключения, нужно уже сегодня.

- Мы предлагаем три решения: либо на компьютере клиента - в этом случае достаточно получения ключа джакарты, криптоподписи (4 тыс. рублей), годовая аренда программы - 1 тыс. рублей и услуги по установке и подключению - 3 - 5 тыс. рублей в зависимости от исходных условий клиента. Получается, в 10 тыс. можно уложиться. Второй вариант - все то же самое, только добавляется компьютерное оборудование - какой-нибудь системный блок за 13 - 17 тыс. Программа не требует обслуживания, внесение данных происходит в личном кабинете продавца, - отмечает гендиректор ООО «Цикл-Информ».

В то же время коллеги Дольникова советуют приобретать все и сразу, ссылаясь на подводный камень системы под невинным названием «журнал розничных продаж алкоголя». Заполнять его, очевидно, должен тот, кто осуществляет продажи, то есть условная тетя Маша или Марьям-апа, которая, если допустит ошибку, «попадет» на 30 тыс. рублей штрафа сама и подставит работодателя на 150 - 300 тыс. рублей. Для описания каждой проданной бутылки в журнале - семь позиций.

- Ручной режим заполнения - это человеческий фактор, а значит, до первой проверки люди 100% ошибутся, -  уверен гендиректор компании «Статус-К» Владимир Гордеев. - Установка полного комплекта оборудования сразу позволяет исключить человеческий фактор и вести регистрацию и приемки, и продаж в автоматическом режиме.

По словам Гордеева, под клиента можно подобрать вариант комплектации от 10 - 11 тыс. рублей, но, «если у него еще ничего не стоит, установка ЕГАИС доходит до 80 тыс., плюс если у него несколько юрлиц...». 

Но в любом случае гендиректор «Статуса-К» советует поторопиться: «Сейчас количество оборудования, которое было закуплено по прежнему курсу доллара, стремительно уменьшается. Спрос уже превысил предложение не только в Татарстане, но и по всей России». Гордеев провел аналогию между ЕГАИС и системой «Платон», отметив:  крупняки на рынке розничных продаж алкоголя будут «в шоколаде», а остальным скажут: если не подключились, значит, вы продаете контрафакт и бастуйте не бастуйте - все равно ничего не добьетесь. Поддержка, так сказать, малого предпринимательства в действии.

Гендиректор компании «Первый Бит» Виталий Лосюгин в разговоре с корреспондентом «Вечерней Казани» также отметил, что цена оборудования по ЕГАИС крепко завязана на курсе доллара, поскольку нет ни одного вида учетного оборудования и комплектующих, которое производилось бы в России.

- Поэтому если месяц назад мы могли полностью укомплектовать магазин за 100 тыс. рублей, то сегодня - за 120 - 130 тыс. При этом самым дорогим является кассовое оборудование. Так, один комплект для алкомаркета средней проходимости - около 500 человек в день - это порядка 80 тыс. рублей, - привел пример Лосюгин. 

Что касается менталитета...

- Мы уже год назад говорили своим клиентам, что такая система будет введена. Из тех, кого мы собирали на своих семинарах, только 10% подготовились к вводу ЕГАИС заранее, - констатирует Лосюгин. - Мы им просто освежили программу в памяти, и они уже с ней спокойно работают. Все остальные - это сегодняшний дикий поток, соответственно, в спешке будет сделана куча ошибок...

Кроме  компаний, специализирующихся на автоматизации бизнеса, услуги подключения к ЕГАИС для розницы предложили... производители и оптовые продавцы алкоголя. В частности, как сообщили «Вечерней Казани» в пресс-службе ОАО «Татспиртпром», цена на минимальный комплект оборудования для подключения точки к ЕГАИС от дочерней компании Татспиртпрома - ООО «Облако» - начинается от 23,4 тыс. рублей. А полный комплект оборудования стоит от 43 тыс. рублей. «Цена на оборудование тесно связана с валютными колебаниями, при изменении курса доллара возможны корректировки», - отмечается в сообщении компании. Тут тоже убеждены, что вести вручную журнал учета алкогольной продукции (требование с 1 января 2016 года) сложно, поэтому предлагается комплект на приемку и дополнительно сканер штрихкодов для ведения журнала. На данный момент услугами ООО «Облако» в РТ воспользовались более 500 торговых точек, говорится в комментарии ТСП.

- Почему наша компания, работая 13 лет на рынке программного обеспечения для торговли, в том числе алкоголем, не идет продавать алкоголь?! Как в таком случае организация, которая продает алкоголь, может продавать торговое оборудование и программное обеспечение? - удивляется гендиректор компании «Первый Бит» Виталий Лосюгин. - У нас есть клиенты, которые купили оборудование в одной из таких компаний, но им его не настроили, пояснив, что сами не знают, как его настраивать.

Тем временем в отраслевом сообществе поговаривают, что следующим шагом государства может стать полный запрет на розничную торговлю алкоголем в неспециализированных магазинах (соответствующий законопроект уже ждет своего часа в Госдуме). Не потому ли в последнее время алкомаркеты растут как грибы после дождя?