ЕГЭ-2017: Русланова партизанила, Фрунзе участвовал в Ледовом побоище

Наталия ВАСИЛЬЕВА
ЕГЭ-2017: Русланова партизанила, Фрунзе участвовал в Ледовом побоище

«Лидия Русланова - разведчица-партизанка, зверски казненная фашистами», «Жданов раскритиковал стихи Зощенко», «Слово о полку Игореве» написал нобелевский лауреат»… Такую коллекцию перлов, обнаруженных в работах выпускников-2017 на ЕГЭ по истории, привезли в Казань на I съезд учителей истории и обществознания РТ разработчики заданий. Школьники плохо разбираются в персоналиях, терминологии и не умеют читать исторические карты, неутешительно констатировали федеральные эксперты. Между тем уже в 2020 году экзамен по истории может стать обязательным.
 
Несмотря на отпускное для школьных педагогов время, концертный зал УНИКСа, в котором вчера стартовал организованный КФУ и Минобрнауки РТ съезд учителей-предметников, был полон. Многие пришли не столько для того, чтобы послушать специалистов Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) - разработчиков экзаменационных заданий по истории и обществознанию, сколько с целью задать им  вопросы, накопившиеся за годы проведения ЕГЭ. К примеру, в записках из зала учителя интересовались: «Зачем у детей спрашивать даты рождения писателей, которые даже педагоги по литературе не помнят?», «Для чего на экзамене по истории писать сочинение?» (новую форму задания ввели на экзамене с 2016 года. - «ВК»)…

В свою очередь представители ФИПИ недоумевали, почему к концу 11-го класса школьники на вопрос, кто участвовал в Ледовом побоище, из предложенных вариантов: Александр Невский, Михаил Фрунзе, Андрей Курбский - выбирают ответ по наитию. Невского назвали только 47% писавших ЕГЭ ребят в стране.

- Или возьмем восьмое задание, которое традиционно посвящено Великой Отечественной войне, - обратился к залу замруководителя Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по истории Игорь Артасов. - На вопрос, как зовут разведчицу-партизанку, зверски казненную фашистами в деревне Петрищево, нужно было выбрать одну фамилию из двух предложенных: Зоя Космодемьянская и Лидия Русланова. Мы гуманные люди: Зину Портнову, пионерку-разведчицу, даже не предлагали в качестве варианта. И что вы думаете? 30% выпускников выбрали исполнительницу русских народных песен Русланову, считая ее разведчицей. Мало того, 5% ребят вообще вписали имя Варшава... В прошлом году это задание ребята выполнили еще хуже - всего 35% ответили правильно. В этом году, можно сказать, порадовали - 61%…

Правда, положительная динамика, отметил Артасов, наметилась не столько благодаря растущему чувству патриотизма, сколько из-за того, что с этого года за восьмое задание увеличено количество баллов с 1 до 2. В погоне за баллами выпускники стали внимательнее изучать период Великой Отечественной войны.

 - В целом в этом году выпускники сдали ЕГЭ лучше, чем в прошлом (в Татарстане средний балл также вырос до 59. - «ВК»), но по некоторым позициям у нас совсем нехорошо. Школьники плохо знают исторических личностей. Конечно, это связано с недостатком уроков, а заинтересовать ребенка ярким образом, чтобы он сам почитал чью-то биографию, крайне сложно, - отметил  эксперт.

Еще хуже у школьников обстоят дела с чтением исторических карт и источников, которые появились в заданиях ЕГЭ с 2016 года. Ребята не могут найти города, где происходили знаковые сражения или события. Например, некоторым досталось задание указать, по какой реке приплыл бунтовщик Емельян Пугачев и взял на одну ночь Казань… С картографическими заданиями справились менее половины российских выпускников.

- В Татарстане с исторической картой справились 36% ребят, а двоечникам - то есть тем, кто не преодолел минимальный порог, - это задание вообще оказалось не по зубам. Получается, что у нас даже высокобалльники не могут работать с картами. И это наша проблема, а не ребенка, - строго посмотрела в зал председатель предметных комиссий ОГЭ И ЕГЭ по истории и обществознанию, доцент кафедры отечественной истории института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Альбина Файзуллина. 

Однако самые большие сложности на госэкзамене по истории, по словам представителей ФИПИ, у ребят вызывают памятники культуры. Лишь 35% выпускников смогли правильно назвать авторов картины «Боярыня Морозова» и романа «Тихий Дон», приблизительно датировать «Слово о полку Игореве» (варианты ответов предлагались. - «ВК»).

- Хорошая возможность заработать баллы - максимум 20% от возможного количества за весь экзамен - написать сочинение-рассуждение с приведением аргументации и примеров. Но с аргументами и логикой у ребят тоже дела обстоят неважно, мысли выражают коряво, - констатировал Игорь Артасов.

Например, в одном из вариантов КИМов предлагалось порассуждать на тему, почему внешняя политика Советской России в 1920-е годы была успешной. «Потому что страна добилась больших успехов», - незатейливо написал кто-то из выпускников.

- В последнее время даже кажется, что снимать за фактические ошибки два балла - это маловато, - заметил разработчик заданий для ЕГЭ. - Есть сочинения, которые полностью состоят из фактических ошибок…

Завершился первый день работы съезда учителей на тревожной ноте: вчера министр образования России Ольга Васильева заявила, что через три года ЕГЭ по истории может стать обязательным наравне с математикой и русским языком. Значит, уже с нового учебного года педагогам придется начать натаскивать к экзамену нынешних девятиклассников.