Электрички снова сбегают от пассажиров

Татьяна ЯНЬКОВА
Электрички снова сбегают от пассажиров

Правительство России предлагает передать электрички, находящиеся в собственности РЖД, пригородным пассажирским компаниям, чтобы «повысить эффективность пригородных перевозок и сделать более прозрачным тарифообразование». В Татарстане инициативу восприняли без энтузиазма.             

Сразу четыре области - Белгородская, Пензенская, Смоленская и Ульяновская - отменили на днях ряд маршрутов следования пригородных поездов, восстановленных в феврале 2015 года по требованию президента России.

Напомним, что 1 января 2015 года в 37 российских регионах объявили об отмене 312 электричек. Вопль отчаяния обездоленных пассажиров оказался столь громок, что достиг ушей Владимира Путина,  который отреагировал на ситуацию удивленным «Вы что, с ума сошли, что ли?». В итоге железнодорожники и чиновники совместными усилиями вернули пассажирам все 312 маршрутов, правда, цены за проезд в электричках оказались столь высокими, что лучше бы их не возвращали. В итоге маршруты вновь пришлось отменять...

В Татарстане с начала года отменили лишь два поезда, "из  соображений целесообразности". Так что ни горечи утраты, ни радости от возвращения электричек татарстанцы  особо не почувствовали.

Как выяснилось, на фоне скандалов с электричками ОАО «Российские железные дороги» разослало в регионы письма, в которых предложило местным властям забрать себе и электропоезда, и депо. Ведь сейчас система работает следующим образом: пригородные пассажирские компании (в Татарстане это ОАО «Содружество»)  арендуют у РЖД подвижной состав, инфраструктуру и организуют перевозки. А региональные власти выступают заказчиками этих перевозок, оплачивая их из своего кармана.

Суммы аренды, надо сказать, немалые:  по данным, которые предоставили «Вечерней Казани» в ОАО «Содружество», за 100 км пути и 2,5 часа времени аренды подвижного состава типа ЭД9Э шестивагонный (такие поезда, например, курсируют на маршруте Казань - аэропорт) - надо заплатить 26 тысяч 246 руб.; аренда на тех же условиях цельнометаллического вагона (тепловоз плюс три вагона) обойдется в 26 тысяч 785 руб., а аренда одновагонного рельсового автобуса - в 28 тысяч 133 рубля.

В начале нынешней недели Кабинет министров России продублировал инициативу РЖД по передаче электропоездов пригородным пассажирским компаниям. Правда, «передать» не значит «подарить». Детали  этого процесса пока не прописаны, но предполагается, что регионам - получателям «подарка» придется изрядно раскошелиться. Электрички могут перейти в собственность пригородных пассажирских компаний (ППК) при условии, что регион согласится внести в уставный капитал сумму, соразмерную стоимости имущества.  Получается, что монополия поддержит пригородные компании имуществом, а регион - деньгами.

В пресс-службе Минтранса РТ, куда «Вечерняя Казань» обратилась за комментариями по поводу правительственной инициативы, нам дали краткий ответ: «Приобретение у РЖД подвижного состава не планируется». А вот в пресс-службе ОАО «Содружество» ответили, что «данный вопрос обсуждается и проводятся предварительные расчеты».

Кроме Татарстана предложение взять «под крыло» беспокойное хозяйство сделано Московской, Ростовской, Свердловской, Кировской, Волгоградской областям, Петербургу, Удмуртии и Забайкалью.