«Электросамокат - самый хайп!»: пешеходы в Казани не поделят тротуары с самокатчиками

Виктория АБДУЛЛИНА
«Электросамокат - самый хайп!»: пешеходы в Казани не поделят тротуары с самокатчиками

Новые «соперники» появились у казанских пешеходов на тротуарах этим летом. Если раньше им приходилось уворачиваться от велосипедистов, то теперь - от самокатчиков. Главным трендом сезона стали электросамокаты. Оно и понятно, ведь они так просты в управлении и при этом способны развивать неслабую скорость: встал на подножку, нажал на кнопку и... - посторонись, мамаши с колясками! «Вечерняя Казань» выясняла: самокатчики - это вообще кто, те же велосипедисты или скорее водители транспортных средств, и есть ли на них управа.

С начала лета гаишные сводки пестрят информацией о ДТП с участием как электрических, так и обычных, механических самокатов.

3 июля молодой мужчина на электросамокате решил промчаться по «зебре» на красный и предсказуемо угодил под колеса авто.

5 июля 69-летний пенсионер разогнался на электросамокате, не справился с управлением, опрокинулся и получил серьезные травмы.

15-го машина сбила 12-летнюю девочку, которая на самокате пересекала проезжую часть в неположенном месте.

Самокатчики не только сами получают переломы, но и представляют  угрозу для пешеходов. В соцсетях бурно обсуждают случаи, как парень на самокате сбил 61-летнюю женщину и скрылся. Другой лихач-самокатчик в центре Казани лишь чудом не врезался в переходившую дорогу женщину.

«Я бы пнул по этому чуду с электровеником! Вроде пешком по пешеходке должны проходить! И, наверное, в наушниках смертный ездит»; «Эх, дала бы женщина ему леща сумкой!» - возмущаются казанцы.

Прогулявшись вчера по улицам города, корреспонденты «ВК» пообщались и с самокатчиками, и с пешеходами на предмет трудностей сосуществования. 

- Электросамокат - отличный вид транспорта, ногами нужно двигать меньше, чем на обычном самокате, следовательно, тратишь меньше сил. Передвигаться на нем комфортно, скорость не очень высокая и не низкая, чувствуешь себя безопасно, в отличие от велосипеда. Конечно, если разъезжать по проезжей части, риск есть. Но если аккуратно, не мешая пешеходам, ехать по тротуарам или велосипедным зонам, то все будет хорошо, - обрисовал нам преимущества своего двухколесного средства передвижения Нияз Каримов, встреченный на Фестивальном бульваре.

- На нас, например, на Кремлевской набережной вчера чуть не наехали. Мальчик со своим отцом неслись на самокатах. Взрослый проскочил между нами, а ребенок ехал прямо на меня. Если бы я не отпрыгнула, он бы и меня сбил, и сам упал. А папа ему даже замечание не сделал! - рассказала нам туристка Ольга, которая приехала в Казань вместе с подругой.

Ольга, однако, добавила, что сама любит покататься на самокате в парке:

- Просто надо нормально кататься, чтобы и самому не покалечиться, и людей не покалечить.
Главное противостояние, которое разворачивается каждое лето на казанских тротуарах, - между женщинами с колясками и «водителями» велосипедов и самокатов.

- Конечно, не очень удобно с ребенком гулять, они ведь особо по сторонам не смотрят, - посетовала одна из встреченных нами у сквера «Стамбул» мамочек, Дарья Лукина. - В этом парке вообще дурдом творится: велодорожек нет, а эти гонщики носятся на большой скорости. Лучше бы разделили пешеходную зону и ту, что для самокатов и велосипедов.

Владелец пункта проката спортинвентаря «Болт» и блогер Булат Закиров подтвердил рост спроса на самокаты в этом сезоне. По его словам, двухколесный электротранспорт появился в продаже в России только в этом году и уже заполонил улицы городов.

- Электросамокат сейчас - самый хайп, он захватывает мир! - утверждает Булат. - Казань с ее идеальным асфальтом прекрасно приспособлена для самокатов.

По словам Закирова, человек на самокате (как, впрочем, и любой другой), конечно, должен иметь голову на плечах:

- Сейчас есть самокаты из Китая, которые развивают скорость 60 км/ч. Сами представьте, что будет, если какой-нибудь дурачок на такой скорости полетит по тротуару, где мамы с детьми, старушки. Ведь по дорогам общего пользования самокатам ездить запрещено. Поэтому в нашем прокате у самокатов стоит ограничение - 25 км/ч, это максимальная безопасная скорость. Все, что выше, я считаю, уже опасно. Остальные правила просты: не выезжайте на проезжую часть, идите по пешеходным переходам пешком, держа самокат за руль, на тротуарах будьте внимательными.

Региональный представитель Федерации автовладельцев России Рамиль Хайруллин отметил, что негативно относится к велосипедистам и самокатчикам, которые не спешиваются на «зебрах».

- Может быть, многие даже не знают об этом правиле или думают, что это добровольная вещь, - предположил он. - Понятно, что ни на велосипедах, ни на самокатах у нас особо ездить негде - велодорожки в Казани не развиты. Видимо, городские власти думают, что сезон короткий, и не хотят тратить на это деньги. В итоге плохо организованное движение вызывает много споров между автомобилистами, велосипедистами и пешеходами.

В свою очередь начальник отдела пропаганды ОГИБДД по Казани Алия Валиева пояснила корреспонденту «ВК», что лица, использующие для передвижения обычный, механический самокат, приравниваются к пешеходам. Следовательно, им разрешено передвигаться по тротуарам, а в некоторых случаях допускается выезд на велодорожку или край проезжей части.

С электрическими самокатами, которые только-только появились в России, сложнее. В ПДД эти средства передвижения вообще не упоминаются. Пока гаишники решили приравнять самокаты малой мощности к «иным средствам передвижения», включающим велосипеды и запряженные лошадями повозки. Соответственно, нарушитель на таком самокате будет нести ответственность в соответствии с КоАП РФ как велосипедист или возчик.

А электросамокаты с мощностью более 250 ватт решили классифицировать как мопеды, для управления которыми нужны права категории М. В случае нарушения такой самокатчик будет привлекаться к ответственности уже как водитель транспортного средства.

Фото Павла Платова