Елена Лось - девушка сложная

Айсылу КАДЫРОВА
Елена Лось - девушка сложная

Студентку четвертого курса Казанской консерватории Елену Лось можно назвать одной из лучших пианисток своего поколения. Последнее ее достижение - победа на I Всероссийском музыкальном конкурсе. Его называют правопреемником знаменитого Всесоюзного конкурса, который в годы СССР открыл стране и миру Эмиля Гилельса и Святослава Рихтера, Давида Ойстраха, Мстислава Ростроповича...

Главное отличие Всероссийского музыкального конкурса от всех других - тщательный выбор победителя: сначала лучших исполнителей искали в каждом федеральном округе, а потом уже в Москве поэтапно проходил третий тур состязания. Финальный этап конкурса пианистов судили давно признанные мастера Николай Петров, Александр Гиндин, Юрий Розум, Александр Чайковский...

Для Елены Лось победа на этом конкурсе - не единственная в карьере. Но тему конкурсов мы затронули ближе к концу нашей с ней беседы...

- Лена, как получилось, что в детстве вы начали учиться играть именно на фортепиано?

- Случайно. Родители хотели, чтобы я стала скрипачкой. Но педагоги, к которым планировала отдать меня моя мама, решили эмигрировать из страны. А все другие не выдерживали моего строптивого характера и отказывались брать меня в свой класс. Я - девушка сложная... Потом так получилось, что меня прослушала Марина Васильевна Сухаренко - знаменитый педагог по классу фортепиано в школе при Казанской консерватории. У нас у обеих сложный характер. Помню, она еще говорила, что больше любит заниматься с мальчиками, потому что у них крепче психика и меньше глупостей в голове. Но когда увидела меня потом в коридоре школы во главе мальчишеской компании, то все ее сомнения отпали, и мы очень быстро сошлись.

- А вам было все равно - на скрипке играть или на фортепиано?

- К фортепиано меня тянуло больше. Это мама хотела, чтобы я, как и она, стала скрипачкой. И мама, и папа у меня - профессиональные музыканты: преподают в одиннадцатой музыкальной школе.

- В классе Марины Сухаренко вы были одной из лучших. И наверняка могли, как и другой ее знаменитый ученик - Рэм Урасин, поступать по окончании школы в Московскую консерваторию?

- Могла, конечно. Но я сознательно сделала выбор в пользу Казанской консерватории. Понимаете, мне очень повезло с педагогом - замечательным пианистом Евгением Михайловым. Когда у него гастроли, я занимаюсь у Эльфии Бурнашевой, у которой, кстати, учился Михайлов. Они оба дают мне столько, что я не верю в стереотипное утверждение, будто бы педагога нужно менять каждые четыре года.

- У вас есть кумиры среди пианистов?

- Всегда любила слушать записи Алексея Султанова, Евгения Кисина... Рихтера, конечно же... Блестящих исполнителей много, трудно выбрать среди них самого любимого.

- Вы не назвали ни одной пианистки...

- ... Да! (С удивлением и вызовом.) Если говорить о пианистках, то... Марта Аргерих мне нравится. Ее исполнение музыки Сергея Прокофьева не раз подталкивало меня к новым идеям в собственной трактовке его сочинений.

- Прокофьев - ваш любимый композитор?

- Один из любимых, особенно сейчас, когда я довольно много играю его произведений... Скрябина люблю. Рахманинова. Интересен мне Брамс...

- О пианистах чаще, чем о других музыкантах, снимают художественные фильмы. Широко известны "Пианист" Романа Полански, "Пианистка" Михаэля Ханеке, "Четыре минуты" Криса Крауса... Какой из фильмов вы, как профессиональный музыкант, можете назвать самым правдивым?

- "Легенду о пианисте" Джузеппе Торнаторе. В этом кино, что редкость, музыка совпадает с видеорядом. То есть когда показывают руки пианиста, я вижу, что он нажимает именно те клавиши на рояле, звуки которых слышу. Очень профессионально снят фильм.

- Лена, у вас, как у концертирующей пианистки, четкий гастрольный график?

- Пока еще нет. На данный момент точно знаю только о двух своих ангажементах. В апреле я, как лауреат Всероссийского музыкального конкурса, буду играть в Красноярске, программы выступлений еще уточняются. А в 2012 году приглашена в Голландию исполнять Второй концерт Шостаковича на Неделе симфонической музыки. В Голландию меня пригласили уже давно - после одного из конкурсов.

- А сколько их уже было, конкурсов?

- Пятнадцать наберется. Но престижных, дорогих для меня, среди них не больше семи. Это конкурс Скрябина в Италии, где я заняла второе место, а первое жюри не присудило никому. Конкурс Рахманинова в Германии, я там заняла первое место... Всероссийский музыкальный конкурс, конечно же...

- В Международном конкурсе имени Чайковского желаете принять участие?

- Наверное, да. Мне это будет интересно. Но на предстоящий конкурс Чайковского я не успела подать заявку...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.