Елена Лядова: «По семейным обстоятельствам в Голливуд я не поехала»

Айсылу КАДЫРОВА
Елена Лядова: «По семейным обстоятельствам в Голливуд я не поехала»

Звезда отечественного кинематографа Елена Лядова приезжала в Казань на церемонию закрытия международного фестиваля мусульманского кино. И поразила тем, что вела себя здесь согласно мусульманской пословице «Гость покорнее овцы». Предельно спокойная, очень вежливая и доброжелательная, знаменитая актриса терпеливо раздавала своим поклонникам автографы, фотографировалась с ними...

Практически все фильмы, в которых Лядова к своим 35 годам успела сыграть, - либо шедевр, либо этапная для истории российского кинематографа картина: «Космос как предчувствие», «Бубен, барабан», «Елена», «Географ глобус пропил», «Пепел», «Левиафан»... О некоторых из них она рассказала на творческой встрече со зрителями, на которой побывала и корреспондент «Вечерней Казани».

- С прекрасным миром кино познакомил меня режиссер Алексей Учитель, - вспоминала Елена Лядова. - Это было в 2002 году, я тогда окончила театральное училище имени Щепкина и начинала работать в труппе Московского театра юного зрителя. Алексей Ефимович пригласил меня на роль Риммы в свою картину «Космос как предчувствие». И дал задание поправиться: я тогда прибавила 12 килограммов! Моими партнерами были Евгений Миронов, Евгений Цыганов и Ирина Пегова. Я училась у них и до сих пор поддерживаю с ними теплые отношения.

После «Космоса...» последовала картина Андрея Прошкина «Солдатский декамерон». Можно долго перечислять мои работы, но я лучше скажу, что на данный момент снялась в 40 картинах.

Был случай, когда один режиссер-дебютант хотел снимать картину об эмигрантах на территории Лос-Анджелеса, предлагал мне роль. Но по семейным обстоятельствам в Голливуд я не поехала (смеется). Знаете, небольшой жизненный опыт дает мне право заявлять - не за всех, а только за себя, - что там, где мы родились, там мы и пригодились. Пригодимся. Я не готова расставаться со своей работой и зрителями в России, чтобы начинать карьеру в другом месте. Это страшно.

Мои родители - люди с творческой душой, но они не имеют никакого отношения к искусству. Отец - военный инженер, служил в ракетных войсках. Мама - инженер-технолог общественного питания. Они не препятствовали моему желанию стать актрисой. Они меня поддерживают всю мою жизнь!

На церемонии, где меня награждают премиями, я всегда хожу с мамой и с младшим братом. Я делюсь с ними своими победами, для меня это важно. Я очень благодарна своим близким, а все свои достижения посвящаю маме.

Кстати, мой младший брат в этом году окончил школу с золотой медалью. Но решил, как и я, пойти в актеры. Он тоже, как и я в свое время, поступил в театральное училище имени Щепкина. Надеюсь, его судьба сложится удачно...

Я очень серьезно отношусь к своей работе и роли выбираю такие, чтобы мне, Лене Лядовой, было над чем порассуждать и поделиться потом с вами.

Я всегда добавляю в роль что-то от себя. Ни одну из них не назовешь «картонной». Могу ответственно заявить, что каждая моя роль - это не воля режиссера, а моя совместная с режиссером работа. В картине «Левиафан», например, есть сцена, когда адвокат (герой Владимира Вдовиченкова) уезжает в Москву. А моя героиня остается. И вот она идет на работу, где встречается с подругой. В сценарии эта сцена «держалась» на монологе моей героини: она подробно объясняла подруге, что с ней произошло, долго размышляла, поедет ли она за адвокатом в Москву... Мне же, Лене Лядовой, казалось, что в такой ситуации моя героиня должна молчать. Потому что в ней в этот момент происходит зарождение другого человека, и она не может разбивать этот сложный процесс разговорами. Я предложила режиссеру, Андрею Звягинцеву, избавить мою героиню от лишних слов. И он со мной согласился.

Звягинцев - автор непростой, у него свое видение мира, отношений. С ним очень интересно. Мне кажется, главная проблема, которая заложена в его «Левиафане», - нежелание людей любить. Мне хотелось своей ролью в этом фильме сказать зрителям, что любовь - это самое главное, ради чего мы живем. Если нет любви, бог покидает этот мир.

Со Звягинцевым я познакомилась задолго до «Левиафана». Впервые мы встретились на его картине «Изгнание», где главные роли исполняли Константин Лавроненко и шведско-норвежская актриса Мария Бонневи. Для русского варианта этого фильма я озвучивала Марию. Потом Звягинцев пригласил меня озвучивать героиню в его короткометражке для альманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя!» Затем дал роль второго плана в «Елене». И уже в «Левиафане» я получила главную женскую роль. Кстати, на съемках этой картины я встретила своего будущего мужа - Владимира Вдовиченкова...

Я люблю все свои роли. Очень люблю Любку в одноименном телефильме Станислава Митина по рассказу Дины Рубиной. Эта роль - при поддержке режиссера, конечно же, - полностью придумана мной...

На роль Риты в многосерийном телефильме «Пепел» меня утвердил режиссер Вадим Перельман. Он приехал из Америки, где хорошо известен: его картина «Дом из песка и тумана» была номинирована на «Оскар». В Россию его пригласили снять сериал о войне с участием Владимира Машкова и Евгения Миронова. Помню, я пришла пробоваться на эпизод. Перельману понравилось, и он говорит: «Не могли бы вы прийти в другой день и попробоваться на главную роль?» Мне хватило наглости сказать, что я готова попробоваться сейчас, чтобы не терять ни свое, ни его время. Сделала это и была утверждена.

С Вадимом мы продолжили творческие отношения спустя несколько лет. Смотрели сериал «Измены»? Я там снималась, потому что Перельман вспомнил обо мне и пригласил на главную роль.

Моя публика, это стало заметно, помолодела после сериала «Измены». Неудивительно: его показывали по молодежному каналу. Вам интересно знать, чем я похожа на свою героиню из сериала «Измены»? Жаждой жить. И жаждой любить. Но это выдуманный персонаж, в реальности такой женщины нет. Главное, что мне хотелось добиться в этой роли - чтобы в конце все зрители поняли, что делать так, как эта героиня, не надо. Счастье - в любви, не надо обманываться. И близких беречь надо...

Сейчас я закончила работу у Алексея Германа-младшего в картине «Довлатов» о писателе Сергее Довлатове. Сыграла небольшую роль редактора Довлатова, которая пытается повлиять на его судьбу - помогает ему печататься в СССР... Съемки в «Довлатове» позволили мне окунуться в мир Германа. Это очень необычный автор, яркая очень индивидуальность...

Я не соглашусь с понятием, что театр - дом для актера. Для меня театр - такой же этап развития, как школа, университет... В театре я приобрела уникальный актерский опыт, но если говорить честно, то я очень люблю кино. За крупные планы, за энергетику, которая пробивается через экран...

Кумиров в профессии у меня нет. Мы все должны учиться друг у друга, мне кажется. Почти со всеми режиссерами, которых я ценю, мне удалось поработать. Если говорить про иностранных, то мне очень нравится Дэвид Линч. А недавно я открыла для себя Брюно Дюмона и его потрясающую картину «Малыш Кенкен», очень всем ее рекомендую! Смотрю ли я отечественное кино? Обожаю советский кинематограф - фильмы Рязанова, Гайдая, Данелии... «Мимино» пересматриваем с мужем раз в две недели! А скоро на экраны должен выйти фильм Николая Досталя «Монах и бес», где главную роль сыграл мой однокурсник Тимофей Трибунцев, потрясающий актер! Знаете, этот фильм я вам тоже очень рекомендую...

Что такое успех? По-моему, это понимание того, что ты находишься там, где должен. Когда тебя узнают на улице - тоже успех, но мне важнее тот, о котором я сначала сказала. Но кокетничать не буду: мне приятно, когда меня узнают на улице. Ради этого все и затевалось! (Смеется.)