Энгель Фаттахов увидел Татарстан отдельным государством

Наталия ВАСИЛЬЕВА
Энгель Фаттахов увидел Татарстан отдельным государством

Татарстан намерен заявить о себе миру как «об отдельном государстве»… в сфере образования. Для этого в новом учебном году он впервые примет участие в международном сравнительном исследовании качества образования PISA. «Результаты нашей республики будут сопоставлены с результатами таких государств, как Корея, Финляндия, Сингапур, США», - обозначил цель глава Минобрнауки РТ Энгель Фаттахов на республиканском августовском педсовете, который прошел вчера в Муслюмово.

Нынешний педсовет был посвящен теме «Этнокультурный и воспитательный потенциал системы образования РТ», звучавшей особенно актуально в свете недавнего заявления Владимира Путина о том, что недопустимо заставлять граждан учить неродной язык и снижать часы преподавания русского. Впрочем, министр образования Татарстана прокомментировал это заявление, заявив, что президент не имел в виду нашу республику.

Свое выступление на вчерашнем пленарном заседании Энгель Фаттахов начал с достижений. Он напомнил: ЕГЭ в этом году выпускники сдали лучше, чем в прошлом году, а по русскому языку татарстанские выпускники со своим средним баллом 72,5 переплюнули петербургских, саратовских, удмуртских… И дышат в затылок московским выпускникам, набравшим в среднем 72,6 балла.  

По количеству призеров олимпиад Татарстан сохраняет третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. Директора наших школ второй год подряд входят в тройку сильнейших на всероссийском конкурсе.

Затем министр перешел к проблемам. Одна из них – большой разрыв в результатах ЕГЭ между школами-лидерами и аутсайдерами. В частности, по русскому языку целая пропасть легла между худшими и лучшими в Зеленодольском районе, Кировском и Московском районах Казани. Та же ситуация с математикой.
- Даже в малокомплектных школах не смогли подготовить как следует детей к экзаменам. Так, в одной из школ Алексеевского района был всего один выпускник - и тот сдал математику на 27 баллов. В сельской школе Алькеевского района — всего два ученика, и тоже средний балл 27! - возмутился министр.
 
Фаттахов подчеркнул, что в совершенствовании образовательного процесса важную роль играют различные оценки качества образования.
- В 2018 году республика впервые примет участие в международном сравнительном исследовании качества образования PISA, позволяющее позиционировать Татарстан как отдельное государство... Результаты нашей республики будут сопоставлены с результатами таких государств, как Корея, Финляндия, Сингапур, США, - торжественно сообщил глава минобра.

Зал муслюмовского ДК отреагировал на новость гробовой тишиной. Как еще реагировать на слова об отдельности Татарстана, когда договор между Татарстаном и федеральным центром приказал долго жить и теперь на политической повестке дня стоит вопрос о будущем Конституции РТ.

Не обошел министр и острый вопрос изучения в Татарстане двух госязыков - русского и татарского. По словам Фаттахова, работа по совершенствованию их преподавания проводится большая. Но сосредоточился исключительно на татарском.
- Утверждена концепция преподавания татарского языка и литературы. Это стратегический документ, который задает вектор развития. Начата разработка и апробация учебников нового поколения, - сообщил Фаттахов.

Затем он горячо обратился к главам городов и районов:
- Прошу держать вопросы национального образования на личном контроле… Отчеты о высоком охвате детей обучением на родном языке при отсутствии реального обучения — самообман. Эффективность татарских школ, особенно в городах, требует вашего внимания. Мы второй год подряд даем детям возможность сдавать экзамены после 9 класса по восьми предметам на татарском языке. Учитывая, что только 50% детей продолжают обучение в 10-х классах, это хорошая возможность завершить основное образование на родном языке. В то же время в таких исконно татарских районах, как Атнинский, Сабинский, Апастовский, Кайбицкий, в этом году ни один школьник не сдал ОГЭ на татарском. 

Отметим, по данным минобрнауки, заявки на сдачу ОГЭ на татарском языке в минувшем учебном году в республике подали более тысячи ребят, однако в итоге экзамены на родном языке решились сдать лишь 393 ученика из 25 муниципалитетов.

- В этом году мы закрепили ответственность по вопросам национального образования за заместителями начальников районных отделов образования. Считаю, что в крупных городах должны быть выделены отдельные сотрудники, в чьи обязанности будет входить задача по сохранению и развитию родных языков. Есть хороший пример в Казани: они сохранили такие должности в городском управлении образования и в администрациях районов, - похвалил столицу министр. И привел в пример казанскую татарскую гимназию №2, которая набрала в этом году аж пять татарских первых классов.

Энгель Фаттахов также попросил глав муниципалитетов обратить пристальное внимание на национальное образование в детсадах, так как в дошкольном возрасте лучше всего усваиваются языки. В целом воспитанием на родном языке сегодня в Татарстане охвачены 54% малышей-татар. По мнению министра, это мало. И теперь он  уже отчитал Казань:
- Мы изучили деятельность 40 детсадов с татарским языком воспитания в Казани. Оказалось, что только в 24 педагоги владеют татарским языком. Только треть детей продолжает обучение в национальных школах. По итогам проверки приняты оргмеры. В новом учебном году подобный мониторинг будет проведен по всей республике.

Сетуя на низкие показатели в обучении на родных языках, Энгель Фаттахов предложил присутствовавшему на педсовете Рустаму Минниханову возродить научно-исследовательский институт национального образования при Академии наук РТ.
- Будет использоваться имеющийся научный потенциал. Это не потребует финансовых вложений, — обратился министр к президенту.

В завершении своего 40-минутного выступления Фаттахов подчеркнул, что в вопросах национального образования Татарстан активно взаимодействуем с федеральным министерством и во многом находит поддержку.
- Между тем остается ряд нерешенных вопросов... — отметил Фаттахов. - Пока не находим поддержку по проведению всероссийских проверочных работ для 4-х классов на родных языках. Не решен вопрос по написанию диссертаций на родном языке, сегодня это невозможно сделать даже по татарской филологии. Настораживают новые образовательные стандарты в новой редакции. Там есть ряд положений, которые требуют доработки с учетом национальных региональных особенностей.

Фото с сайтов президента РТ и Минобрнауки РТ