Энри Лолашвили: "Я не похож на Брамса!"

Айсылу КАДЫРОВА
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

В минувшую среду в БКЗ им. Салиха Сайдашева прошел авторский вечер Энри Лолашвили. Государственный симфонический оркестр РТ исполнял музыку, которую этот композитор написал к фильмам "Статский советник", "Нежный возраст", "Братья Карамазовы", "Ликвидация"...

На интервью с корреспондентом "ВК" Энри Лолашвили опоздал. Рассеянный и медлительный, он этого, так мне показалось, даже не заметил...

- Энри Георгиевич, в Интернете легче найти вашу музыку, чем развернутую информацию о вас.

- Это хорошо, наверное. Нет? Ну тогда расскажу. У меня все обычно: музыкальная школа-десятилетка, играл на пианино. Потом поступил в университет на филологический факультет, по первому высшему образованию я журналист. А вот после университета поступил уже в консерваторию - в класс композиции. Все это в Тбилиси происходило.

- Именно в Тбилиси вы начали писать музыку для кино?

- Да. Моя первая работа в кино - фильм Михаила Чиаурели "Арена неистовых", это в 1986 году было. А в 1987 году я написал музыку к фильму Наны Джорджадзе "Робинзонада, или Мой английский дедушка". На Каннском кинофестивале этот фильм получил приз независимого жюри за лучший дебют "Золотая камера", а меня пригласили в Париж писать музыку для кое-каких проектов. Я поехал в Париж, думал - на два месяца. Но так получилось, что 14 лет в Париже жил. Так, кстати, и с Москвой вышло. Когда из Парижа я приехал в гости в Москву в 2000 году, то тоже думал, что на месяц-два задержусь. А вот остался жить.

- Так вы теперь москвич?

- Тбилиси, Париж и Москва - города, в которых я чаще всего живу.

- В 2009 году вас номинировали на "Серебряную калошу" за "Плагиат года": главная музыкальная тема из сериала "Ликвидация" почти что звук в звук совпадала с третьей частью Третьей симфонии Брамса. Как вы это объясните?

- Я был в ужасе, конечно. Потому что в титрах "Ликвидации" не указали, что звучит мой "Парафраз на пять тактов третьей части Третьей симфонии Брамса". Я и не думал присваивать себе его музыку, я не похож на Брамса! История вообще такая была. Режиссер "Ликвидации" Урсуляк хотел использовать мою музыку из "Статского советника", просил меня слегка ее переделать. Мы сидели у меня дома, я начал играть на рояле. Когда стал играть Брамса, Урсуляк говорит:
 "Замечательно! Вот это мне и нужно!". И я решил сочинить парафраз. Мне обещали, что в титрах все будет указано! Обязательно надо указывать... Кстати, я ведь не только для кино пишу. У меня много джазовых композиций, симфонических произведений... Мои сочинения исполняют оркестры Финляндии, Турции...

- А с сегодняшенего дня и Симфонический оркестр Татарстана.

- Горжусь этим! Я, скажу честно, совсем недавно про этот коллектив узнал. В декабре прошлого года у вашего оркестра был концерт в Москве, в Концертном зале Чайковского. Я был потрясен. Прекрасный оркестр! Такого уровня оркестров в России - единицы. Для меня честь, что ваш оркестр исполняет мою музыку.

- Говорят, вашу музыку очень любила Людмила Гурченко.

- Она была моим близким другом. Мне тяжело говорить об этом: она умерла в мой день рождения - 30 марта. Я не хотел справлять, но ближе к вечеру как-то спонтанно собрались с друзьями в ресторане. Про Люсю, что ее не стало, я ничего не знал. Вдруг мне звонит какая-то журналистка и спрашивает: "Энри Георгиевич, а Людмила Марковна успела вас поздравить?". Думаю, ненормальная какая-то. И отключил телефон. Рассказал про этот звонок друзьям, а они сразу напряглись. И только потом сказали мне, что Люся умерла. Для меня это был шок!.. Мы познакомились с ней в Лондоне. Подружились. Это было удивительно - увидеть, что у нас почти во всем одинаковые вкусы. А как она в музыке разбиралась! И в классике, и в джазе - во всем разбиралась! Мне ее очень не хватает. Тоскую по Люсе. Это моя боль...