Если денег нет, не видать первоклашкам английского

Ирина ПЛОТНИКОВА
Если денег нет, не видать первоклашкам английского

Еще на старте учебного года главный педагог Татарстана Энгель Фаттахов объявил, что школьники в нашей республике начнут изучение английского языка с первого класса - на год раньше своих сверстников в других регионах. Однако обещанные министром занятия для первоклашек начались не везде. Виной тому повисший в воздухе вопрос оплаты дополнительных уроков.

«Пока нет ни нормативной базы, ни финансирования, занятий не будет!» - заявила корреспонденту «ВК» директор одной из гимназий Московского района. Ее коллеги из других учебных заведений Казани подтвердили: дополнительных средств на оплату труда педагогов иностранного языка с учетом занятий еще и в первых классах не выделено, а письмо республиканского министерства образования о введении этих занятий вообще носит рекомендательный характер.

В Минобрнауки РТ наличие финансовой проблемы не отрицают. «Дополнительные языковые занятия вводятся в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартом) для начальных классов, в объеме от 2 до 10 часов в неделю. К сожалению, региональным бюджетом оплата за внеурочную деятельность не предусмотрена. Этот вопрос на совести муниципалитетов», - объясняет ведущий советник отдела общего образования Гульнара Исламова.

В списке «совестливых», по данным минобрнауки, числятся Рыбная Слобода, Елабуга, Буинск, Мамадыш... Но в бюджетах Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска денег «на язык» для первоклашек не нашлось. Наверное, потому что учеников в крупных городах больше, а значит, и нагрузка на педагогов больше. Ведь годовая программа языковых занятий - 33 академических часа (час в неделю в каждом классе), а в отдельных школах по четыре-пять первых классов.

Впрочем, в министерстве корреспондента «ВК» заверили, что, несмотря на проблемы, обещанные министром занятия повсеместно начались. По крайней мере, информацию об «отказниках» ведомство пока не получало. «Как же они начались без денег? Неужто на родителей оплату возложили или педагогов бесплатно работать заставили?» - насторожилась я. «Ни в коем случае. За английский родителей платить не заставят. Есть и другие источники оплаты труда педагогов!» - заверила Гульнара Исламова.

Так, министерство предложило школам использовать средства,  которые направляются на оплату занятий в группах продленного дня, а кроме того, привлекать к внеурочным занятиям педагогов дополнительного образования, которые ведут занятия в кружках и секциях иностранного языка. Схема работает, заверила корреспондента «ВК» директор гимназии №126 Флера Маклашова: «Час в неделю - это немного, поэтому мы ввели занятия за счет продленки».

«А мы оформили занятия как внеурочную деятельность и добавили учителям баллы за качество образования, от которых зависят надбавки к их зарплате», - объяснила завуч Старошаймурзинской школы Дрожжановского района Розина Ханбикова. К слову, в этой школе, с учетом сельских филиалов, всего 14 первоклашек. И  английский они начали изучать еще год назад - в детском садике, который школьные педагоги курируют уже пару лет. Вот только раньше получалось, что после садика дети за первый год в школе многое забывали и во втором классе начинали учить язык с нуля. Теперь такого разрыва нет, так что за дрожжановцев можно порадоваться.

А вот в казанской гимназии №36 не стали изменять «немецкому» профилю и на дополнительных занятиях с первоклашками, какой бы иностранный язык те ни изучали в детском саду. Если вообще изучали. Кстати, новый языковой курс для первоклассников требует от педагогов немало усилий. Никакой зубрежки слов и алфавита. Никаких домашних заданий. Только развивающие игры с педагогом, песни, фильмы, мультфильмы. Уровень знаний школьной малышни планируется оценить по итогам курса. А вот о том, сколько же первоклассников не приступили к занятиям, может, станет известно уже к концу первой четверти.