«Если она не ходит в платке, то брать ее замуж нельзя»: в Татарстане нашлись сторонники запрета для мусульман на браки с иноверцами

Наталия ВАСИЛЬЕВА
«Если она не ходит в платке, то брать ее замуж нельзя»: в Татарстане нашлись сторонники запрета для мусульман на браки с иноверцами

Бурную реакцию в обществе вызвало решение Духовного управления мусульман РФ запретить мужчинам-мусульманам вступать в брак с немусульманками. Одни считают, что идея сеет раздор и возвращает в средневековье, другие - что союз двух единоверцев и есть идеальный брак, мол, давно пора было... Как выяснила «Вечерняя Казань», среди мусульманского духовенства в Татарстане тоже есть сторонники жестких правил для мусульман при выборе невесты, а в особенности - для мусульманок, у которых «не будет семейной жизни», если они решат выйти замуж за иноверца.  

Запрет мусульманам жениться на немусульманках ДУМ РФ во главе с муфтием Равилем Гайнутдином установил еще в ноябре 2019 года, но опубликовал на своем сайте только сейчас.

«Совет улемов ДУМ РФ постановил, что межконфессиональные браки, в частности с представительницами людей Писания (христианки и иудейки) на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия», - говорится в богословском заключении.
 
Опубликованный на сайте ДУМ документ, разумеется, вызвал большой общественный резонанс. Свое мнение по этому поводу высказали как светские медийные персонажи, так и религиозные деятели. К примеру, депутат Госдумы и автор телепроекта «Женский взгляд» Оксана Пушкина заявила, что такие решения способны «посеять раздор и никому не нужные религиозные противоречия», а «любовь не знает ни расы, ни национальности, ни религии».

Не одобрил запрета и муфтий Москвы Альбир Крганов. По его мнению, издавать такие фетвы (правила) «без учета современных реалий и многоконфессиональности общества» нельзя. Вступать ли в брак с женщиной другой веры, решает мужчина, считает Крганов.

В то же время запрет на браки мусульман с немусульманками поддержал муфтий Чечни Салах-хаджи Межиев, отметив, что не видит оснований для споров, так как «все и так знают, что в исламе никах (бракосочетание) с немусульманкой запрещен».

Муфтий Татарстана Камиль-хазрат Самигуллин прокомментировал скандальную новость на своей странице в «Инстаграме» сдержанно: «Мы не имеет отношения к ДУМ РФ. Поэтому их заключения никак не повлияют на взаимоотношения в республике Татарстан».

  - Согласно положениям ханафитской правовой школы, являющейся самой распространенной на территории России, мусульманину дозволено вступать в брак с представительницами людей Писания, к которым относятся христиане и иудеи. Это правило действовало на заре эры ислама и сохраняет свою силу до настоящего времени, - высказала «Вечерней Казани» официальную позицию ДУМ РТ пресс-секретарь управления Резеда Закирова.  

А вот имам-хатыб казанской мечети «Туган авылым» Нурулла Зиннатуллин - за строгие ограничения для мусульман при выборе невесты.

 - Да, Кораном разрешено мужчинам-мусульманам брать в жены девушку-христианку или иудейку. При этом она должна соблюдать свою веру. Если она не ходит в платке, не держит посты, не читает молитвы, то брать ее замуж нельзя. Дети в этом браке должны быть мусульманами, как и глава семьи. Но это не значит, что мужчины-мусульмане могут вольготно пользоваться правом жениться на иноверках, - подчеркнул Зиннатуллин. - Потому что есть также фетва, которая дана мусульманам, живущим в обществе, где они в меньшинстве. Как, например, в нашем - я считаю, в Татарстане преобладает светское общество. Вот в таких немусульманских обществах мусульманам не рекомендуется брать в жены девушек из другой веры, чтобы сохранить в доме свою религию, традиции, свой язык и воспитать детей в духе ислама. Это возможно, когда оба родителя в одной вере. Ведь если у тебя вовне нет полноценной мусульманской жизни, то с иноверкой ее не будет и дома. ДУМ РФ воспользовалось этой фетвой и официально объявило запрет на смешанные браки, что, на мой взгляд, - правильный шаг. Если мы этого не сделаем сейчас, то, боюсь, татары могут потерять свою религию, язык, традиции.

Зиннатуллин отметил, что «именно по этому закону татары жили до революции».

- Когда мы перестали его соблюдать, татары встали на путь исчезновения. Сейчас в Татарстане где-то 50% браков смешанные, - отметил имам. - В этих браках, мне кажется, происходит потеря своей идентичности, дети вырастают атеистами или выбирают другую религию.

Что касается невест-мусульманок, то по канонам ислама, напомнил Зиннатуллин, им категорически запрещено выходить замуж за мужчин-иноверцев:
 
- Им никто никах не прочитает, семейной жизни у них не будет, а будет сожительство в грехе, - предупредил имам.

- Вся эта история с запретом на браки с немусульманками показала нам уровень компетентности ДУМ РФ. Сначала они ввели запрет, а после поднявшейся шумихи дали заднюю, - прокомментировал ситуацию «ВК» историк и исламовед Раис Сулейманов. - 11 ноября первый зам муфтия Гайнутдина попытался оправдаться, что, дескать, совет улемов необязательно выражает позицию всего ДУМ РФ. Затем зам председателя совета улемов Ильдар Аляутдинов заявил, что о нежелательности межконфессиональных браков говорится не только в исламе, но и в иудаизме, христианстве… Говоря об инициативе ДУМ РФ, стоит учитывать, что представляет собой этот орган. Исламоведами значимость любого муфтията, а их в стране множество, оценивается по количеству входящих в него мечетей. У ДУМ РФ всего 350 мечетей. Для сравнения: у ДУМ РТ - 1500. А всего в России около 7000 мечетей. То есть ДУМ РФ представляет одну двадцатую часть. А что собой представляет совет улемов ДУМ РФ? Я внимательно изучил его состав, из Казани там, например, бывший имам Габдрахман Наумов, который сейчас находится в СИЗО по уголовному делу о создании ячейки запрещенного в РФ объединения «Нурджулар». Еще в совете числится бывший муфтий Карелии, палестинец Висаим Бардвил, который развелся с женой, и та через суд вынуждена была выбивать с бывшего супруга алименты на троих детей. В списке также бизнес-коуч и тренер личностного роста, воспитательница…

Сулейманов подчеркнул, что мусульмане в России придерживаются ханафитской правовой школы, которая разрешает браки с женщинами иной веры. И привел в пример богослова, заместителя муфтия Татарстана Валиуллу Якупова (застрелен у своего дома в Казани в 2012 году. - «ВК»), который был женат на православной христианке Галине.
 
- Супруги не были зарегистрированы в загсе, они были женаты никахом. Я бывал у них дома, видел иконы в углу комнаты. Я как-то спросил у Галины, как муж смотрит на это. Она ответила, что Валиулла никогда не требовал от нее принятия ислама, - рассказал Сулейманов. - Другой пример - глава Башкортостана Радий Хабиров. Все видели его молящимся в мечети, а его вторая жена - армянка-христианка.

А как у православных? Разрешается ли им жениться на мусульманках, поинтересовалась «ВК» в Казанской епархии.

- Если речь идет о церковном браке, то он возможен только для крещеных в православии мужчины и женщины, - пояснили в епархии. - Перед венчанием пара обязательно проходит через таинство причастия. Если речь идет о гражданском браке, то согласно документу «О канонических аспектах брака», принятому на Архиерейском соборе РПЦ в 2017 году, к тем, кто обручен с нехристианами, «Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в православии своих детей».

В свою очередь ведущий православного телеканала протоиерей Андрей Ткачев отреагировал на инициативу ДУМ РФ с интересом: «Возможно, нам тоже с брачным вопросом следует так же поступить, вернуться к строгости и твердости. Почему бы нет?».