«Это дискриминация!»: в Казани отец мальчика-инвалида требует миллион у «Бургер Кинга» за отсутствие в мужском туалете кабинки для колясочников

Наталия ВАСИЛЬЕВА
«Это дискриминация!»: в Казани отец мальчика-инвалида требует миллион у «Бургер Кинга» за отсутствие в мужском туалете кабинки для колясочников

Зашли перекусить в казанский фастфуд и столкнулись с дискриминацией по инвалидности и половому признаку 45-летний Юрий Никишин и его 14-летний сын-колясочник Александр. В ресторане «Бургер Кинг» на разъезде Восстания, где они решили подкрепиться, не оказалось мужского туалета для инвалидов. Сотрудники заведения предложили подростку воспользоваться женским санузлом - там имеется кабинка для лиц с ограниченными возможностями. Однако отец и сын сочли это унижением мужского достоинства и нарушением права на доступную среду. Разгневанный Никишин-старший потребовал через суд компенсировать моральный вред в размере 1 млн рублей. Тем временем в бургерной сделали ход конем: оба туалета - мужской и женский - переформатировали в унисекс.

Отец ребенка-инвалида (у мальчика - ДЦП и эпилепсия) Юрий Никишин - человек с активной гражданской позицией. В 2014 году вместе с семьей он пикетировал здание Кабмина РТ, требуя соблюсти право его сына на внеочередное предоставление жилья. В последние два года судился с исполкомом Казани, добиваясь установки демонтированных лифтов в надземных переходах на остановках «Ул. Карбышева» и «Ул. Комарова». И в итоге победил: в феврале этого года коллегия по гражданским делам Верховного суда РТ обязала городские власти установить лифты.

В 2019-м Юрий Никишин получил от интернет-общественности гордое звание «красавы» после появления в соцсетях трешевого видео, на котором он в ярости колотит железякой по лобовому стеклу автомобиля, хамовато припаркованного вплотную к дверям реабилитационного центра. Быстро выяснилось, что ролик - постановочный и хозяин черного «Опеля» сам отдал его на растерзание другу ради благой цели воспитания «быдловодителей». Тем не менее слава к Никишину пришла.

И вот теперь принципиальный казанец вступил в схватку ни много ни мало с глобальной сетью ресторанов фастфуда «Бургер Кинг». 28 августа в Ново-Савиновском райсуде стартовал процесс по иску Никишина к ООО «Бургер Рус», представляющему бренд американской компании в России, и лично к предпринимателю-ресторатору Хаджимурату Газалиеву. Причина конфликта - отсутствие в заведении на разъезде Восстания в Казани мужского туалета для лиц с ограниченными возможностями.

- В ноябре 2019 года мы с сыном заехали в недавно открывшийся «Бургер Кинг» на Восстания. Саша любит бургеры. Когда ребенку понадобилось в туалет, мы оказались в затруднении, - рассказал «Вечерней Казани» Юрий Никишин. - В мужском санузле не оказалось специально оборудованной для инвалидов кабинки. Администраторы предложили сыну справить нужду в женском туалете, там находится единственная кабинка для колясочников. Но я и мой сын идентифицируем себя как лица мужского пола. В связи с этим я не смог зайти с сыном в женский туалет. Считаю, что отсутствие туалета для мужчин-инвалидов и наличие туалета для женщин-инвалидов - это дискриминация меня и моего сына по половому признаку и признаку инвалидности. Мы чувствуем себя униженными и оскорбленными.

Помимо претензий к оборудованию туалета для колясочников Юрий Никишин включил в иск еще более 20 замечаний к организации доступного пространства в ресторане: от цвета ступеней на лестницах до отсутствия подъемника на верхний этаж ресторана.

- Россия еще в 2012 году ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Почему в западных странах сети фастфуда соблюдают эти стандарты, а у нас ими пренебрегают? Почему контролирующие органы дали разрешение на ввод этого здания в эксплуатацию? Наверное, при открытии заведения без коррупции не обошлось, - предположил Никишин.

По его словам, на первом судебном заседании представители ответчиков заверили, что проблема с туалетом решена.

Вчера корреспонденты «Вечерней Казани» заглянули в переполненный посетителями «Бургер Кинг» и первым делом направились в туалетные комнаты. Правда, определить, какая дверь ведет на женскую половину, а какая - на мужскую, нам не удалось. На обеих дверях висели одинаковые значки с изображением мальчика и девочки. Зато мы сразу поняли, где располагается кабина для лиц с ограниченными возможностями: на нужной двери висел соответствующий знак.

- После жалобы нашего клиента Никишина мы решили переделать мужской и женский туалеты в формат унисекс. Теперь наши посетители могут посетить любой туалет вне зависимости от пола, - пояснил нам замдиректора ресторана Виктор (фамилию мужчина назвать отказался).

- А неловких моментов у посетителей по этой причине не возникает? - поинтересовались мы.

- Пока никто не жаловался, там же внутри отдельные отсеки с дверями, - улыбнулся замдиректора. - А осенью, после того как в мужском туалете будет оборудовано место для инвалидов, мы вернемся к прежнему разделению на «М» и «Ж».

- Вопрос с пандусами на входных группах в рестораны и кафе в основном решен, со специальными туалетами для инвалидов - ситуация сложнее. Проблема даже не столько в финансовых затратах, сколько в технических возможностях заведения, - пояснила «ВК» исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Республики Татарстан Галина Шарафутдинова. - К сожалению, не каждый ресторан имеет достаточную площадь для обустройства такой кабинки с поручнями по всем стандартам. Нужно ведь, чтобы коляска могла свободно въехать и выехать. Бывает, что ресторану даже один обычный туалет для посетителей непросто организовать из-за тесноты и особенностей коммуникаций, в первую очередь это касается старых зданий и, условно говоря, «исторических» заведений, которые десятилетиями работают в одном месте.

По своему опыту работы в ресторане могу сказать, что когда мы принимали у себя гостей с ограниченными возможностями без наличия специального туалета, персонал делал все возможное, чтобы инвалиды могли воспользоваться стандартным туалетом, не испытывая дискомфорта. Поэтому с недовольством клиентов по этому поводу мне сталкиваться не приходилось.

Что касается крупных сетевых игроков в сфере фастфуда, то, насколько я знаю, в их ресторанах вопрос с доступной средой четко проработан. Видимо, в данном конкретном случае было техническое упущение, думаю, ресторан его устранит.