«Это пятно на имидж!»: казанские автобусники взялись карать жуликоватых кондукторов

Татьяна ЯНЬКОВА
«Это пятно на имидж!»: казанские автобусники взялись карать жуликоватых кондукторов

С утра пораньше примчались сегодня корреспонденты «Вечерней Казани» в ПАТП-2, чтобы посмотреть, как здесь будут наказывать нечистых на руку кондукторов. Накануне Ассоциация автотранспортных предприятий РТ известила журналистов, что в 8.30 начнется заседание дисциплинарной комиссии по увольнению сотрудников, уличенных в продаже фальшивых билетов в автобусах.

По пути в ПАТП на улице Крылова в нашем воображении уже рисовался душераздирающий репортаж: плачущий кондуктор пытается объяснить, как он дошел до жизни такой, что стал предлагать пассажирам поддельные билетики, и что, конечно, он все уже осознал, перековался и впредь такого не допустит, но члены дисциплинарной комиссии в ответ лишь сурово качают головами, дескать, нет прощения такому деянию...

Но, увы, ничего похожего на то, что мы успели себе навоображать, в ПАТП не произошло: да, журналистам представили членов комиссии, познакомили с регламентом ее работы, назвали даже количество уволенных кондукторов-мошенников, но не более того.

Директор МУП «ПАТП-2» Альберт Мухаметшин пояснил, что представителей СМИ позвали, чтобы осветить работу предприятия по выявлению и наказанию недобросовестных сотрудников.

- Для нас это очень важно, это наша выручка, это благосостояние нашего предприятия, - подчеркнул Мухаметшин. - В сентябре было порядка 40 обращений, пришедших и со стороны «Народного контроля», и через комитет по транспорту, и полученные непосредственно нами. Создана комиссия, которая выявляет эти факты и проводит расследование по данным нарушениям.

Для понимания процесса журналистам представили видеозапись работы контрольно-ревизионной группы, члены которой на одной из остановок вошли в салон автобуса во все двери одновременно, представились, показали водителю документы и начали проверку билетов у пассажиров, чтобы узнать - соответствуют они установленному образцу или нет. Обнаружив билеты-подделки, ревизоры их изъяли, составили акт, а пассажирам с «левыми» билетами и кондуктору предложили написать объяснительные.

Впоследствии комиссия выносит решение о наказании проштрафившихся сотрудников.

- Каждый такой случай ложится большим пятном на имидж нашего предприятия! - посетовал руководитель ПАТП-2. - За сентябрь мы уволили четырех кондукторов и двух водителей. С формулировкой «за недоверие». Причем в первый раз мы просто на 100 процентов депремируем сотрудника, а второй раз даже не разбираемся, он просто приходит в отдел кадров за расчетом.

В целом за сентябрь среди сотрудников 12 автотранспортных предприятий Казани было выявлено 75 случаев мошенничества с билетами, причем 40 из них вскрыли пассажиры. По итогам разбирательств 58 кондукторов лишили премии и сделали замечания, 10 отделались только замечаниями, пять кондукторов уволили. Причем уволили, так сказать, с волчьим билетом, чтобы те больше никогда не смогли устроиться на аналогичную работу в городе. В октябре ни одной жалобы по поводу фокусов с билетами не было.

- Нам не нужны пришельцы, которые работают нечестным образом. Но пока будут наличные, эта проблема будет существовать, - считает директор ПАТП-2, как и многие его коллеги.

Впрочем, с безналичной оплатой в казанских «краснобусах» тоже не все гладко. Еще одна распространенная претензия от пассажиров - у них не проходит оплата по банковской карточке.

- У нас недавно была такая жалоба, серьезная. Пассажир утверждал, что когда он не смог расплатиться своей карточкой, кондуктор взял ее и куда-то ушел. Мы сняли автобус с линии, изъяли карту памяти системы видеонаблюдения, - рассказал Альберт Мухаметшин. - Мы посмотрели видеозапись и увидели, что кондуктор никуда не уходил, стоял рядом с пассажиром. Мы, конечно, созвонились с человеком, подавшим жалобу, ситуацию прояснили, но сказали, что жалоба не подтверждается.

Так что потребительский терроризм в автобусах не пройдет!

…На территории ПАТП-2 на постаменте стоит сияющий желтенький «ЛиАЗ», работавший в советские времена на маршруте № 1 «Дербышки - пл. Куйбышева». И сразу так ярко вспомнились те благословенные времена, когда в салонах общественного транспорта было написано: «Совесть пассажира - лучший контролер». Люди сами покупали талоны, сами их компостировали. Ну и стоил проезд в автобусе тогда символически - 6 копеек, тогда как сейчас перевозчики утверждают, что меньше чем за 40 рублей возить казанцев им невыгодно.

Фото Павла ПЛАТОВА