Ей важно, чтобы "Белого Волка" услышала и приняла молодежь

Айсылу КАДЫРОВА
Ей важно, чтобы "Белого Волка" услышала и приняла молодежь

Мировую премьеру татарской оперы "Белый Волк" представят 15 июля на площади у Дворца земледельцев Государственный симфонический оркестр РТ под управлением Александра Сладковского, артисты Государственного ансамбля песни и танца РТ и Государственного камерного хора РТ, а также молодые вокалисты. "Белый Волк" - сочинение композитора Зульфии Рауповой, это ее первая опера.

Раупова родилась в Йошкар-Оле, выросла в Альметьевске. В Казанской консерватории училась в классе композитора Анатолия Луппова. Свое первое музыкальное произведение она сочинила в восемь лет, это была фортепианная пьеса "Враги и Победа".

Среди ее любимых композиторов - Бах, Моцарт, Стравинский, Прокофьев и Яруллин. "Удача мне улыбнулась, это бесспорно", - говорит Зульфия, когда я спрашиваю ее, что это такое для современного композитора - получить заказ написать оперу. Есть ли в ее опере безусловные хиты, она гарантировать не спешит ("Это решит зритель"). А самым трудным (для исполнителей) в своем сочинении считает нестандартный ритм...

Предлагаю вниманию читателей "ВК" самые любопытные, на мой взгляд, фрагменты рассказа Зульфии Рауповой:

- В 2004 году я участвовала в Международном музыкальном фестивале "Молодежные академии России", который проходил в трех городах: в Казани, Екатеринбурге и в Москве. Из всех участников только четверо были награждены медалями Ассамблеи народов России, среди награжденных была и я. Думаю, именно тогда и узнал меня маэстро Александр Сладковский: мое произведение "Явление Сююмбике" Московский филармонический оркестр исполнял под его управлением... 

Через какое-то время Сладковский приехал в Казань, а я - наоборот, из Казани уехала в Москву. Я уже жила в Москве, когда Александр Витальевич позвонил мне и предложил написать оперу, причем на татарский национальный сюжет. Такие предложения современным композиторам поступают не часто. Я согласилась. Кстати, у меня уже была к тому времени идея - сочинить оперу на сюжет татарской народной сказки "Белый Волк". Сладковский одобрил...

* * *

Я сразу предложила, чтобы либретто оперы писал Равиль Бухараев. Во-первых, мне очень нравится его творчество. Во-вторых, он был знаком с моим мужем, пианистом Рустемом Кудояровым...

Бухараев создавал либретто оперы "Белый Волк" на русском языке. Предполагалось, что потом он сам его переведет на татарский. И вдруг... Совершенно неожиданно, скоропостижно Бухараев умер.

Вдова Бухараева - поэт Лидия Григорьева - изъявила желание закончить либретто "Белого Волка". Работу над оперой я продолжила с ней. Но когда  мы начали оформлять наши отношения юридически, выяснилось, что те условия, на которые был согласен Бухараев, не устраивают Григорьеву. Договор с ней заключать не стали. Пришлось искать нового либреттиста, заново сочинять оперу.

* * *

Обратиться к молодому поэту Рузалю Мухаметшину - это была моя идея. У него потрясающие стихи! И он пишет на татарском языке, что немаловажно. С Рузалем мы приступили к работе над "Белым Волком" с самого начала. От какого-то уже готового музыкального материала я отказалась, многое пришлось сочинять заново...

* * *

На создание оперы "Белый Волк" ушло в общей сложности два года. Если и были в этой работе трудности, то психологического, эмоционального характера. Понимаете, когда Сладковский предложил мне написать оперу, я только родила: сыну было четыре месяца. У меня еще дочка есть, ей тогда было шесть лет. Как молодая мама я порой  разрывалась между детьми и ответственным заданием.

Конечно, хотелось поддержки. Помню, в Москву приехал знаменитый китайский композитор Тан Дун. Обладатель премии "Оскар" за музыку к фильму "Крадущийся тигр, затаившийся дракон", невероятно востребованный. Я пришла на встречу с ним, подошла потом к нему со своим черновиком "Белого Волка" и попросила автограф. Его подпись была для меня своеобразной поддержкой...

* * *

Мне очень нравятся исполнители оперы "Белый Волк". У нас такой замечательный состав собрался! Все молодые, талантливые, имеют непосредственное отношение к Казани. Так, сопрано Альбина Латипова, которая репетирует сейчас партию Хан-бике, окончила Казанское музыкальное училище, учится в Московской консерватории в классе Галины Писаренко, это педагог Альбины Шагимуратовой. Меццо-сопрано Алина Шакирова (репетирует роль женщины-змеи - Юха-юлан) училась в Казанской консерватории, потом - в Москве, в Центре оперного пения под руководством Галины Вишневской. Наверняка не нуждается в представлениях Эльмира Калимуллина (меццо-сопрано), финалистка телевизионного конкурса "Голос". Она исполнит в опере партию всеведущей матери - Кам-аны.

Всего три женских персонажа в "Белом Волке". Мужских - больше. Заглавную партию, Белого Волка, исполнит баритон Артур Исламов. Он - выпускник Казанской консерватории, солист Академии молодых певцов Мариинского театра.

Тенор Рузиль Гатин, исполнитель партии Тегина, учился в ГИТИСе, в Казанской консерватории. В роли Хана зрители увидят уже известного баса Рустема Асаева.

А еще в опере есть персонаж - трехглавый Див, эту роль играют три вокалиста - бас, баритон и тенор, каждый - одну из голов. Злую голову - бас Динар Джусоев, хитрую голову - баритон Айрат Имашев, глупую голову - тенор Денис Хан-Баба...

* * *

"Белого Волка" я старалась писать ярко, образно. Я очень хочу, чтобы моя музыка была доступна и близка как профессиональным музыкантам, так и широкому кругу слушателей. И мне особенно важно, чтобы оперу услышала и приняла молодежь... 

С нетерпением ждем примеры!