«Формула-1» в Казани: реальность или фантастика?

Сергей КОЗИН
«Формула-1» в Казани: реальность или фантастика?

Недавнее заявление генерального промоутера «Формулы-1» Берни Экклстоуна по поводу возможности проведения в России еще одного этапа состязаний кроме сочинского, незамедлительно нашло отклик в Казани. Местные СМИ охотно растиражировали опубликованную на федеральном портале «Чемпионат» информацию, что якобы наш город — претендент на проведение этапа Гран-при «королевских гонок». «Вечерняя Казань» выясняла, насколько обоснованны подобные претензии спортивной столицы России.


В принципе, информация о претензиях Казани на «Формулу-1» выглядит не такой уж фантастической. Амбиций нашим властям, как известно, не занимать, а если еще подкрепить их финансированием из федерального бюджета, то Казани окажутся по плечу любые задачи, что она уже не раз доказывала. Опять же про любовь к автоспорту представителей местной политической и бизнес-элиты известно всем. Не случайно именно Казань первой в России обзавелась современным автодромом KazanRing для шоссейно-кольцевых гонок. Правда, генеральный директор этого объекта Адель Муллахметов категорически отвергает возможность проведения на автодроме соревнований самых быстрых болидов, по крайней мере в ближайшее время: «Наша трасса не соответствует техническим требованиям «Формулы-1».

А вот один из создателей KazanRing, президент малой академии картинга «Титан» Евгений Шафранов в беседе с корреспондентом «Вечерней Казани» поведал, что трасса в Высокогорском районе проектировалась как раз с «формулическим» прицелом:

- Насколько я знаю, Экклстоун, говоря о другом российском этапе, в первую очередь имел в виду возможность проведения «ночного этапа» «Формулы-1» в том же Сочи. Но наш KazanRing в свое время задумывался именно для «Формулы-1», это было прописано в техническом задании. В нулевых мы проектировали автодром вместе со знаменитым Германом Тильке, создавшим почти все новые трассы для «Формулы-1», - вспоминает Шафранов. - Прорисовка трассы, повороты, зона торможения - все было заточено под «королевские гонки». Но с тех пор машины кардинально изменились по динамике — по возможности ускорения и торможения. Сегодня наша трасса уступает современным и по длине. 


- Но многие трассы Тильке спроектировал еще раньше, чем KazanRing, почему же они не считаются устаревшими? Или, к примеру, в Монако длина трассы составляет 3,34 км, а в Казани - 3,4 км...

- Но это же Монако...  Я был на многих «формулических» трассах, где все действительно не лучше, чем у нас. Но там идет постоянное соперничество, они постоянно что-то добавляют, одеяло на себя перетягивают... В России KazanRing стала первой трассой такого уровня, но потом автодромы стали появляться и в других городах как грибы. Стоит признать, что Казань по сравнению с российскими конкурентами находится далековато от границ. Вы представляете себе, что значит командам привезти сюда технику и снаряжение: вся M7 будет забита гигантскими фурами! Правда, сегодня до мест проведения этапов и на самолетах добираются.

- Значит, в принципе, проведение в Казани этапа «Формулы-1» возможно?  

-  Я воздержусь от комментариев на эту тему. Это вопрос главным образом политический, вопрос желания руководителей страны и республики. Если такое желание будет проявлено и если, допустим, найдутся состоятельные коммерческие структуры, готовые вложить в этот проект средства, почему бы нет? Технически все возможно - довести до требуемых параметров существующую трассу KazanRing или создать новую. Но тогда возникнет другой вопрос: как затем содержать всю инфраструктуру? Это же тяжелейшее бремя! Автоспорт никогда не был экономически самостоятельным. Именно поэтому лично мое мнение, что на сегодняшний день идея проведения в Казани «Формулы-1» не является приоритетной задачей. Гораздо важнее сделать так, чтобы KazanRing стал центром притяжения любителей автоспорта и полноценно функционировал ежедневно, а не от старта к старту. Мы ведь изначально закладывали в проект автодрома максимальные возможности, предполагая, что здесь будут соревноваться и «кузовные» машины, и болиды различных «Формул», и мотоциклы. Лично я давно уже продвигаю идею проведения в Казани Всемирной олимпиады технических видов спорта. А «Формула-1» - это как высокая мода: носить неудобно, но смотреть хочется.