«Где ваша пропасть для свободных людей?»: Казанский ТЮЗ первым среди театров республики приоткрыл двери для зрителей

Ольга ЮХНОВСКАЯ
«Где ваша пропасть для свободных людей?»: Казанский ТЮЗ первым среди театров республики приоткрыл двери для зрителей

Постановка по пьесе Гильерме Фигейредо «Лиса и Виноград» пришлась на период действующих пока еще карантинных ограничений, поэтому-то предпоказ вызвал определенный ажиотаж среди городских театралов. В числе первых 60 зрителей, занявших места в соответствии с капсульным методом рассадки, на спектакле побывала корреспондент «Вечерней Казани».

Казанский ТЮЗ не впервые обращается к пьесе Фигейредо, многие еще помнят постановку режиссера Юрия Благова 1997 года, в которой роль Эзопа блестяще исполнял недавно ушедший из жизни народный артист РТ Александр Купцов. Нынешняя постановка - дебютная работа магистранта режиссерского курса ВТИ им. Щукина уроженца Казани Александра Туманова. Спустя 23 года спектакль, главная тема которого - противопоставление жертвенной свободы и сытой несвободы, возрождается силами нового поколения артистов ТЮЗа. А рассуждения о рабстве и свободе в контексте только что перенесенных тягот самоизоляции («неволи») и боязни ее повторения, да и более серьезных последствий, грозящих обществу, звучат особенно остро.

Спойлер для тех, кто еще не в курсе, о чем идет речь в написанной в 1952 году пьесе «Лиса и виноград». Место действия - пятый век до нашей эры, Эллада, город Самос. Богатый философ-софист Ксанф более всего на свете дорожит своим благополучием, положением в обществе, роскошным домом, красавицей-женой Клеей и рабами. Брачный союз Ксанфа трещит по швам, однако новый раб - безобразный до уродства Эзоп - спасает положение. К тому же сочиняемые им басни Ксанф выдает народу за свои, получая славу и дивиденды. Обещая дать рабу свободу за мудрые советы, Ксанф все время нарушает свое слово. Эзоп и Клея находят общий язык, когда раб  рассказывает госпоже басню: «Волк встретил хорошо откормленную собаку и спросил ее: «Кто тебя так хорошо кормит?» - «Мой хозяин, охотник», - ответила собака. «Да избавят меня боги от такой судьбы, - воскликнул волк. - Я предпочитаю голод ошейнику».

Стоит сразу предупредить будущих зрителей: действие постановки отнюдь не «греческая нудятина», спектакль динамичен, наполнен юмором, удачными режиссерскими находками. Словом, постановка Александра Туманова перекликается с современностью, и все в ней - смех сквозь слезы.


И первым делом следует отметить «чуйку» молодого режиссера, пригласившего на роль Эзопа народного артиста РТ Романа Ерыгина (многие знают его по передаче «Перехват» на канале «Эфир»), чье мастерство отличается особым психологическим драматизмом. Созданный им образ поэта, эдакого задиристого бродяги-диссидента, производит сильнейшее впечатление. Эзоп желает погибнуть свободным и выбирает вместо спасительного рабства прыжок в пропасть, восклицая: «Всякий человек созрел для свободы, для того, чтобы умереть за нее! Я еще зелен для любви, зелен для жизни… Но я свободен, свободен. Прочь с дороги! Где ваша пропасть для свободных людей?» Недаром во время заключительных аплодисментов кто-то из зала крикнул: «С возвращением, Роман!». Действительно, у всех на слуху затянувшийся идейный конфликт между Ерыгиным и бывшим главным режиссером театра Туфаном Имамутдиновым, в результате которого незаурядный артист не получал новых ролей в течение семи лет.

Вторая «точка опоры» спектакля - выразительный образ вечного оппонента раба-баснописца - философа Ксанфа в исполнении заслуженного артиста РТ Дмитрия Язова. На сцене он появляется в костюме-тройке с пухлым портфелем в руке, ни дать ни взять - современный делец из «удачливых». Ксанф чванлив, лицемерен и совершенно равнодушен к чувствам других. Уверенный в своей непогрешимости, Ксанф считает, что вправе решать судьбы людей и что его рабу лучше оставаться рабом, ведь «для свободы он еще не созрел».


Под стать главным героям и занятые в спектакле молодые актеры - раскрывшаяся в пластичной грации Лилия Ахметзянова (Клея), острохарактерная Полина Малых (Мели) и меланхолично-сексуальный Камиль Гатауллин (начальник стражи Агностос). В неожиданном комедийном ракурсе предстал перед публикой и заслуженный артист РТ Павел Густов, его герой - раб Эфиоп расхаживает по сцене в черных очках и темном костюме телохранителя, он готов по щелчку хозяина отхлестать любого железной цепью. Увы, подобных «псов» видимо-невидимо вокруг и сейчас…

Добавим, что в создании спектакля участвовали заслуженный деятель искусств РФ, профессор ВТИ им. Щукина Михаил Фишман-Борисов, художник по костюмам Руслан Габов, композитор Юрий Чаплин, балетмейстер Марсель Нуриев. Спектакль «Лиса и виноград» включен в репертуар Казанского ТЮЗа.

Фото автора