Гром, молнии и буря аплодисментов на открытии Шаляпинского в Казани

Ольга ЮХНОВСКАЯ
Гром, молнии и буря аплодисментов на открытии Шаляпинского в Казани

Громовыми раскатами, молниями, колдовским туманом и бурными аплодисментами сопровождался премьерный показ мистической оперы Чайковского «Пиковая дама» на открытии XXXV фестиваля им. Шаляпина. Казанские поклонники элитарного искусства высоко оценили премьеру. Она шла без малого четыре часа, и ни одно зрительское место не освободилось. А потом создателям спектакля и артистам стоя рукоплескали и пафосный партер, и демократичная галерка.

Нарядная и благоухающая публика начала стекаться в театр им. Джалиля за час до представления. В гардероб в изобилии сдавали норковые шубы. Кавалеры, что примечательно, принесли с собой вторую обувь, а многие дамы, наоборот, маршировали в сапогах. В фойе  на первом этаже торговали куклами-балеринами за 3,5 тысячи рублей, но их никто не покупал, зато не осталась без внимания коробка с CD-дисками и наклейкой «Классика. 50 процентов уценки». Театральный буфет потчевал граждан национальной выпечкой, бутербродами с колбасой и икрой по 100 рублей, соком по 45 рублей за стакан, коньяком и шампанским. Игристое наливали и этажом выше, бармены еле успевали наполнять фужеры. Но, как и полагается в светском обществе, каждый знал меру.
Атмосферу приподнятого настроения усиливал струнный квартет Захара Штейнберга - вокруг музыкантов толпились, как на крестном ходе. В какой-то момент вся толпа вокруг скрипача замерла с поднятыми вверх светящимися экранами - соло Штейнберга снимали на смартфоны и тут же выставляли в соцсети.

В Розовой гостиной эстеты тщательно рассматривали экспозицию театральных костюмов, созданных к казанским оперным постановкам разных лет, в которых когда-то выходили на сцену Юрий Борисенко, Альбина Шагимуратова, Ахмед Агади и другие знаменитости.

Все экспонаты хороши, но в день премьеры повышенный интерес театралы проявляли к платью Пиковой дамы, в котором в 1996-м (именно тогда состоялась последняя премьера этой оперы в Казани) выступала Галина Ластовка. Несомненные раритеты – облачения, созданные к «Борису Годунову» и «Царской невесте» знаменитым художником по костюмам Большого театра Нонной Федоровской. За ее эскизами на аукционах сейчас идет настоящая охота. Кстати, к нынешней казанской премьере «Пиковой» пошито 200 костюмов - в спектакле задействованы не только хор и балет, но и музыканты оркестра. «Шумная толпа с Невского» смотрелась шикарно.

В центральном фойе гостей ждала выставка с массой редких фотографий из жизни казанского Шаляпинского. Биография у 35-летнего фестиваля богатейшая. Театралы водили хороводы вокруг стендов с бокалами в руках, оживленно  обсуждая исторические факты и озвучивая свои ожидания и страхи перед премьерой. «Беспокоюсь очень, вдруг изменят что-то в классическом сюжете, - делилась с подругой пожилая театралка. - А то в других театрах прямо измываются над «Пиковой», сплошь «авторские видения», прямо варварство!» Собеседница успокаивала: «Я читала, что режиссер Юрий Александров обещал придерживаться золотого стандарта. По нынешним временам отказ от экспериментов – уже прорыв, уже сенсация!» 
Открывал фестиваль профессор КФУ, доктор искусствоведения Вадим Дулат-Алеев. Музыковед поведал публике, что «Чайковский написал оперу «Пиковая дама» на либретто своего брата Модеста всего за 40 дней. На тот момент композитору было 50 лет, а выглядел он на все 75. Чайковский сжигал жизнь в страстях своей музыки». Неизвестно, постареют ли от увиденной мистической оперы современники, но страсти вчера на сцене кипели нешуточные.

«Вечерняя Казань» писала о процессе рождения спектакля «Пиковая дама» в казанском театре им. Джалиля. Теперь можно поделиться впечатлениями от увиденного.

Очень экспрессивен, темпераментен, по-настоящему безумен Герман (солист московской «Новой оперы» Сергей Поляков). Жертвенная и горькая судьба игрока в исполнении Полякова — нерв спектакля.

Отменно сыграли и спели и Графиня (Татьяна Ерастова, Большой театр), и Лиза (Оксана Крамарева, Национальная опера Украины), и Томский (Виктор Коротич, Мариинский театр), и князь Елецкий (Владимир Мороз, Мариинский театр), и хор, и оркестр. Дирижеру Марко Боэми зал рукоплескал изо всех сил и от накала чувств даже кричал на итальянском «Грасио, грасио, маэстро!».

Среди гостей первого фестивального вечера первых лиц республики и города замечено на было. Но попадались известные персоны: президент конкурса «Мисс Татарстан» Изольда Сахарова, экс-начальник УВД Казани Валерий Красильников, замруководителя аппарата президента РТ Игорь Савельев, профсоюзный лидер Татьяна Водопьянова, директор двух радиостанций и супруга гендиректора ТНВ Ольга Аминова, бывшая теледива и пиар-директор «Нэфиса» Айгуль Мирзаянова.

В антракте корреспондент «ВК» попросила поделиться первыми впечатлениями представителя аппарата президента Савельева, но тот отшутился, сказав, что «…еще не готов говорить о герое с низкой социальной ответственностью». Зато актер Камаловского театра  Равиль Шарафиев впечатлениями охотно поделился: «Я шел именно на «Пиковую даму», она самая интересная с моей точки зрения в плане драматизма, надеюсь еще попасть на «Мадам Баттерфляй». Я получил истинное удовольствие: изумительно художественное решение спектакля, режиссура, исполнители! И я бы отметил, что голоса вокалистов звучат на редкость четко, сами знаете, не всегда в оперных партиях понятны все слова, а тут – просто блестяще!»

Высочайшего признания достойна и фантастическая сценография художника-постановщика Виктора Герасименко. Если коротко, то зритель будто видит страшный сон. Натуральный шум дождя, молнии, раскаты грома, река с омутом-центрифугой в центре,  раскачивающиеся тени парковых деревьев...  Пространство сцены то превращается в Летний сад, то в игорный клуб, то в дворцовые залы и галереи. Эффект присутствия в Северной столице XVIII века– стопроцентный. Забываешь, что сидишь в зале на 800 мест, и кажется, что  до прошлой эпохи, до этой муаровой вуали Времени можно дотронуться рукой. 
Создатели спектакля во время антрактов тоже запросто расхаживали среди публики,  только их никто еще не узнавал. В Розовой гостиной режиссер Юрий Александров сказал «ВК»: «Несмотря на аншлаг, я на самом деле чрезвычайно волнуюсь. Что говорите? Графиня не страшная? А она и не должна пугать зрителя. Графиня олицетворяет темные силы, зреющие в душе Германа». О, да, мы так и поняли: не всегда страшно то, что пугает. 

Фото Александра ГЕРАСИМОВА