Грязь на казанских дорогах никто не анализирует

Анна АЛТЫНОВА
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Этой зимой в Казани начали масштабно применять противогололедный реагент "Бионорд". Им заменили традиционную песчано-соляную смесь на дорогах первой категории - тех, по которым ходит общественный транспорт. Это дало неплохие результаты (наледей и опасного наката у остановок на обработанных реагентом дорогах почти нет) и побочный эффект в виде огромного количества жидкой грязи. А горожане уже начали замечать, что эта грязь очень агрессивна.

- Люди жалуются, что она разъедает обувь и подошвы у собак, - сказала корреспонденту "ВК" завлабораторией оптимизации водных экосистем КФУ Нафиса Мингазова. - Поскольку этот реагент относится к категории новых материалов, веществ и технологий, он наверняка прошел экспертизу, а в инструкции по его применению должна быть указана норма внесения. Возможно, она не соблюдается...
В пресс-службе горисполкома "ВК" сообщили, что реагент вносится на дороги из расчета 5 - 40 граммов на кв. метр. В опубликованных инструкциях по его применению говорится, что его можно сыпать и больше - до 65 граммов. Значит, все в порядке?

Может, в порядке, а может, и нет! Допустимое или сверхнормативное количество реагента скапливается в грязном снеге на обочинах и утекает с грязной водой в канализацию, оказывается, никто не выяснял. А соблюдать норму внесения - это только полдела. Потому что если реагент распылять, скажем, раз в неделю, то концентрация солей в почве на газонах будет одна, а если каждый день, то совсем другая.

Специалисты МГУ выяснили, что в Москве объемы применения противогололедных материалов превысили безопасный уровень в 10 - 12 раз! По словам ученых, если за сезон высыпать на московские дороги 10 - 15 тысяч тонн реагентов, большого вреда экологии они не нанесут, но технических солей там распыляют в десятки раз больше.

В Казани, по официальным данным, на дороги первой категории с начала зимы высыпано около 5 тысяч тонн "Бионорда". И более 80 тысяч тонн песчано-соляной смеси на дороги второй и третьей категории. Казань, конечно, не Москва - площадь дорог и расход противогололедных материалов тут другие, но не помешало бы удостовериться, что принимаемые в столице Татарстана противогололедные меры безопасны.

Однако, похоже, этим до сих пор никто не занимался. В минэкологии информацию об этом обещали поискать, а навскидку сообщили, что ведомственная инспекция аналитического контроля обычно работает по жалобам граждан, и если на агрессивный реагент никто не жаловался, то и последствия его применения вряд ли изучали.

В Комплексной лаборатории мониторинга окружающей среды республиканской гидрометеослужбы также нет информации о концентрации противогололедного реагента на дорогах и газонах.

- Мы этот вопрос не изучали, поскольку работаем в рамках федерального задания, - говорит начальник лаборатории Маргарита Вертлиб. - Грязь на дорогах мы не анализируем, а пробы воздуха и воды на сегодня свидетельствуют, что экологическая обстановка в Казани нормальная. Пробы почвы будут исследоваться позже, но даже если в них и превышены нормы внесения реагентов, мы этого не обнаружим, так как по стандарту исследуем пробы на наличие пяти тяжелых металлов и нефтепродуктов.

Так что единственное, на что остается надеяться, - количество распыляемого на дорогах реагента будет снижаться благодаря внедрению новых технологий. Кстати, вчера в Казани тестировалась такая технология. По ней "Бионорд" наносится на лед не сам по себе, а в комплексе с другим, жидким противогололедным материалом, который обеспечивает прилипание реагента ко льду. Благодаря этому частички реагента не сметаются с дороги ветром и воздушными потоками от проезжающих автомобилей. А в итоге расход твердого реагента снижается почти на треть. Экономия в деньгах от этого очевидна, но насколько вреден "коктейль" из твердого и жидкого противогололедного средства, который тоже будет накапливаться в почве и воде, это по-прежнему вопрос открытый.