Хочешь выбросить лампочку - вызывай машину

Инна СЕРОВА
Хочешь выбросить лампочку - вызывай машину

В Казани сегодня при желании можно устроить цивилизованные «похороны» энергосберегающей лампочки. До 15 декабря действует пилотный проект утилизации, и лампы бесплатно, то есть за счет бюджета, принимает и утилизирует коммерческая фирма. А что потом - снова ртуть под ноги себе будем выбрасывать?

По данным Роспотребнадзора, из-за того, что россияне выбрасывают перегоревшие энергосберегающие лампы в контейнеры для бытового мусора, в окружающую среду ежегодно попадает более 1,5 т ртути. Это при том, что далеко не все еще у нас такие лампочки используют. Но каждый год их продается на 20 - 25 процентов больше, значит, в такой же пропорции растет и «свободный выброс» ртути в окружающую среду.

Минэкологии в начале сентября запустило в Татарстане пилотный проект утилизации отработанных энергосберегающих ламп, а заодно - бытовой техники, оргтехники и приборов. Старые лампы в итоге попадают вначале в ПЭК - Поволжскую экологическую компанию, а оттуда - на предприятие в Чебоксарах, где ртуть нейтрализуют и собирают, а стекло дробят.

Сбором ламп и техники у населения занимается ООО «Викинг». По городу ездит «Газель» с госномером Н 627 ОО и ярко-желтым баннером на борту, на котором синими буквами крупно написано «Утилизация». А для доходчивости рядом изображены энергосберегающая лампочка, стиральная машина и микроволновая печь, мол, все берем. Вчера «Газель» с десяти утра дежурила по два часа вначале у Чеховского рынка, затем на улице Татарстан у дома №9, потом на площади  Тысячелетия  - обслуживала  Вахитовский  район. Сегодня она колесит по Советскому - Дербышки, Сады на Гвардейской, улица Закиева.

- График работы составлен так, что с понедельника по субботу машина успевает обслужить шесть районов, - сказал корреспонденту «ВК» технический директор ООО «Викинг» Марат Сабиров. - Каждый месяц места дислокации машины меняются, и в ноябре она уже будет дежурить по другим адресам. А работать мы будем до 15 декабря. Пилотный проект рассчитан на этот срок, дальше все будет зависеть от того, примет ли правительство республики решение продлить эту акцию...

По словам Сабирова, население в продлении акции заинтересовано. Люди, принося лампы на утилизацию, благодарят работников фирмы, мол, когда бросали вредные отходы в мусорный контейнер, их совесть мучила. Жаль, пока совестливых граждан немного - по 15 - 20 лампочек в день приносят. С другой стороны, и перегорает таких ламп по сравнению с обычными немного.

Есть и другие причины, по которым идея утилизации не получила широкой поддержки масс. Первая - отработанные лампы надо в рабочее время отнести в строго определенное время по строго определенному адресу. «Знал бы, что машину увидел, захватил бы лампочки с собой, у нас как раз две перегорели, - объяснил мне заскочивший на Чеховский рынок по делам мужчина. - А специально за ними не побегу, некогда. Вот если бы для них специальная урна стояла в магазине, где я новые обычно покупаю, обязательно бы ею воспользовался». По замыслу разработчиков проекта так и должно было быть: в крупных гипермаркетах планировалось установить специальные контейнеры для сбора энергосберегающих ламп.

- Администрации магазинов категорически отказываются ставить у себя наши контейнеры, - посетовал Марат Сабиров. - Думаю, они не хотят брать на себя лишнюю ответственность. За контейнерами же следить надо, чтобы никто лампочки в них не разбил - случайно или из хулиганства. Мы предлагали даже за аренду места в торговых залах заплатить, но торговые сети и за деньги не согласились разместить внутри магазинов наши контейнеры. А ставить их снаружи, на хоздворе рядом с мусорными, как нам в одном торговом центре предложили, бессмысленно - кто из покупателей туда лампочки понесет?

Сотрудники «Викинга» сделали все, что могли, даже телефон экспедитора и электронный адрес для заявок на вывоз крупной техники в Интернете вывесили (info@viking-recicling.ru) и расписание работы машины разместили на своем сайте viking-recicling.ru. А позвонив по телефону 8-960-030-52-19, можно не только узнать, где и когда дежурит машина, но и договориться, чтобы она подъехала к вашему дому, и сотрудники фирмы помогли вынести из квартиры и погрузить крупногабаритную технику - бесплатно. По этому же телефону можно, объединившись с соседями, вызвать машину для приемки ламп. Она приедет, пообещал Сабиров, если найдется хотя бы трое-пятеро желающих.

А вот на сайте минэкологии, где еще в сентябре должен был появиться график работы передвижного пункта приема, под заголовком «График...» - пустое место. По-видимому, решив, что тот, кто действительно хочет избавиться от вредных отходов так, чтобы не навредить экологии, сам найдет и график приема, и телефон фирмы. Но было бы что искать: вот закончится срок действия пилотного проекта - и с ним прием вредных отходов. И останется Татарстан регионом, который не только прежде всех заявил о своих успехах в деле защиты окружающей среды, но и первым бросил это благородное дело?

Пока прием ламп и оргтехники фирма-утилизатор осуществляет бесплатно. Но не факт, что это будет продолжаться бесконечно. Ведь на перевозку и разборку ламп надо потратить средства, и после сдачи вторсырья затраты утилизатора могут не окупиться.

- В Европе за утилизацию платит производитель, причем заранее, - говорит Сарат Сабиров. - Потом эти деньги перечисляют сборщикам, компенсируют их затраты. А мы пока тратим бюджетные деньги, на них и утилизируем лампы и оргтехнику. Ну а за плату принимаем на утилизацию у граждан автомобили. Конечно, при утилизации автомашины образуется металлолом, килограммов 700, и мы его сдаем, получаем за это деньги. Но тонна металла стоит меньше 5 тысяч рублей, а за то, чтобы утилизировать масло, стекло, пластик и прочий мусор, нам самим приходится платить, и эти расходы сдачей металлолома не окупаются.
...По данным Роспотребнадзора, стоимость утилизации одной лампы - от 10 рублей, контейнера для использованных ламп (он ведь тоже загрязняется ртутью) - 2500 рублей.