И царь, красивый как Киркоров: в Казани завершается Шаляпинский фестиваль

Ольга ЮХНОВСКАЯ
И царь, красивый как Киркоров: в Казани завершается Шаляпинский фестиваль

Опера «Турандот» завершила основную программу XXXVI фестиваля им. Шаляпина из десяти спектаклей. Последними мощными аккордами фестиваля станут сегодняшний и завтрашний гала-концерты, в которых примут участие звезды отечественной и зарубежной оперной сцены. 

Громовые аплодисменты, звучавшие каждый фестивальный вечер в театре им. Джалиля, свидетельствовали о том, что казанские зрители испытали «чувств высоких потрясенье». Меломаны оказались щедры на восторженные возгласы «браво!», правда, скупы на букеты: за три недели оперного форума среди зрителей не нашлось и пяти человек, поспешивших к сцене с цветами. Ситуацию спасали дежурные букеты. 

У ДИРИЖЕРА - БЛАЖЕНСТВО, У ЗРИТЕЛЕЙ - КАТАРСИС

Состав солистов в «Трубадуре», дирижировал которым Василий Валитов, не мог не восхитить: Анна Принцева (Леонора) из Австрии, в партии Манрико впервые на казанской сцене выступил Рагаа Эльдин Морси из Египта, безупречно исполнили свои партии Максим Аниськин (граф ди Луна) из Германии и Сергей Ковнир (Феррандо) с Украины. «Ох, и завидую я тем, кому еще предстоит познакомиться с казанским «Трубадуром», - страстно шептала одна девушка своему юному спутнику, прильнув к нему в центральном фойе.

В день рождения Федора Шаляпина, 13 февраля, конечно же, звучал «Борис Годунов». Магия музыки Мусоргского покорила зал. За этот спектакль хотелось поклониться в пояс и солистам, и хористам. В ключевых партиях Бориса Годунова, Пимена, Лжедмитрия, Марины Мнишек выступили Михаил Светлов-Крутиков из США, Сергей Ковнир (Национальная опера Украины), Сергей Семишкур (Мариинский театр), Лариса Андреева (Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко). «Душа сегодня пела, летала, парила!» - обменивались впечатлениями заядлые театралки. «А царь-то, царь - красавец! И костюмы у него - ну прямо как у Филиппа Киркорова!» - восторгались зрители попроще.

Шедевр Петра Чайковского «Пиковая дама» вызвал у публики, не побоимся этого слова, катарсис. Дирижировал оркестром в этот вечер любимец казанских театралов обаятельный итальянец Марко Боэми. В адрес маэстро громыхали аплодисменты той же силы, что и в адрес исполнителей ведущих партий.

- Из всех фестивальных спектаклей «Пиковая дама» - самая любимая, - признался корреспонденту «ВК» синьор Боэми. - Конечно, я и «Порги и Бесс», и «Севильскому цирюльнику» отдавался целиком, но именно на «Пиковой» чувствовал себя на вершине блаженства. А как только закрылся занавес, сразу пришла опустошенность... Мне нравится зритель в Казани: хотя внешне люди у вас сдержанны, я знаю, насколько они страстные внутри.

ВАЛЬКИРИЯ В ЛАТАХ

В роскошном спектакле «Турандот» казанцам представилась возможность впервые послушать ведущую солистку «Геликон-оперы» Елену Михайленко. Оперная дива чаще выступает за рубежом, чем в России, и заполучить ее на казанский фестиваль - это невероятная удача.

- Елена, ваш образ принцессы-воительницы Турандот ошеломил силой, напором и драматизмом, так и хочется назвать вас валькирией! - прибегла к сравнению корреспондент «ВК».

- А ведь вы близки к истине, - засмеялась в ответ певица. - Эта роль как раз по моему темпераменту - я часто исполняю партии сильных, волевых героинь. Тем более что и начинала в свое время именно с Вагнеровских произведений. Сейчас пою преимущественно музыку Верди, Пуччини, Чайковского и вполне этим довольна.

- Комфортно было на казанской сцене?

- В плане акустики зал отличный, голос летит, публика чуткая. Единственное, что смутило, - костюм, такого я в своей сценической практике еще не видела. Он тяжелый, я в нем как рыцарь в латах. Вернее, как Жанна д'Арк! (Смеется.) В мудреном головном уборе оказалось не совсем удобно петь, пришлось химичить, приспосабливаться, чтобы слышать себя и партнеров в этом шлеме. Создатели костюма, похоже, больше думали о визуальной стороне, а не об удобстве исполнительницы. Но все обошлось, как видите!

Успех в фестивальной «Турандот» пришелся и на долю молодой солистки театра им. Джалиля Гульноры Гатиной. Публика была очарована кротким и жертвенным образом рабыни Лиу, переданным певицей с потрясающей проникновенностью.

- Любовь Лиу настоящая, она ничего не ждет и не требует от любимого, я лишь передаю искренность чувств моей героини. Партию Лиу я уже пела около 80 раз в Италии и пою четвертый раз - на сцене родного театра, - поделилась Гатина с корреспондентом «ВК».

ПО ЕВРОПЕ С «ВОЛШЕБНОЙ ФЛЕЙТОЙ»

Сразу после Шаляпинского театр им. Джалиля отправится с оперным спектаклем «Волшебная флейта» на европейские гастроли, которые пройдут с 26 февраля по 4 апреля.

- Мы вошли в пятерку номинантов Международного фонда Моцарта. Это театры, в чьем репертуаре есть именно эта опера - «Волшебная флейта», - пояснил директор театра Рауфаль Мухаметзянов. - Эксперты фонда посещают спектакли в европейских городах инкогнито - никто не знает, где и в какой день они будут смотреть постановку того или иного театра. По результатам победителю присуждают солидную премию. Но главное, он получит право участвовать в престижном Зальцбургском фестивале в 2019 году... Сейчас наш театр готовит несколько премьер, в их числе - опера «Сююмбике» Резеды Ахияровой на либретто Рената Хариса, представление состоится в сентябре. А к Шаляпинскому фестивалю - 2019 готовим «Царскую невесту» Римского-Корсакова.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.