И не хочешь, а похудеешь! В Казани женщин, мечтающих сбросить вес, сажают на стотысячные кредиты

Марина ЮДКЕВИЧ
И не хочешь, а похудеешь! В Казани женщин, мечтающих сбросить вес, сажают на стотысячные кредиты

51-летнюю Светлану улыбчивая девушка с листовками поймала в супермаркете. «Сказала, что вот есть такой центр - с медицинской лицензией, бесплатным приемом у эндокринолога. А это, спрашиваю, правда бесплатно? «Да-да!»...» - вспоминает Светлана. Консультация эндокринолога ей действительно была нужна, и женщина записалась на 13 июля в этот центр диетологии и снижения веса «Идеалия»...

«К НАМ ДАЖЕ ИЗ БОЛЬНИЦ ПРИСЫЛАЮТ - ЖИР УБИРАТЬ!»

Сотрудница, представившаяся как «врач Елена Владимировна», сообщила Светлане, что той необычайно повезло: в центре как раз сейчас предоставляются «льготные услуги» по быстрому и безболезненному похудению.

- Она сказала: «К нам даже из больниц присылают - жир убирать!» Потом позвала руководителя Алексея Алексеевича, он тоже стал меня убеждать. Я отвечала, что не уверена, что воспользуюсь их услугами, все-таки я сейчас без работы... Я долго упиралась. Наконец они говорят: «Да что мы тут с вами два часа сидим?! Все, давайте!» - и ведут меня в бухгалтерию. Бухгалтер моментально: «Вам одобрен кредит!» И начинает подчеркивать в кредитном договоре строчки: 5851 рубль... Ну, подписывайте, говорят, а домой придете - почитаете! Даже не знаю, почему я согласилась... Ведь пока я сидела, одна женщина пришла с требованием расторгнуть договор! Конечно, я сама виновата, что все внимательно не прочитала. Но и они мне ни разу не сказали, что сумма кредита будет 140 тысяч!

Кредит под 26,9 процента годовых под названием «Легкий без страхования» был оформлен в «Восточном экспресс банке» на два года. А 5851 рубль - это, как оказалось, сумма ежемесячного платежа.

В то же посещение Светлане провели одну процедуру (что-то холодное на живот, что «разрушает жировые клетки, и потом они выводятся»), взяли на анализ кровь и сделали кардиограмму. Это стоило 27,2 тыс. рублей...

Есть ли у женщины медицинские противопоказания к «быстрому и безболезненному похудению», «врачей» не заинтересовало. «Зато они спрашивали: а вы с кем живете?» - вспоминает Светлана. И услышав, что у новообретенной клиентки есть и любимый мужчина, и взрослый сын, посоветовали: не говорите им пока ни о чем! Чтобы 140-тысячный кредит был, значит, сюрпризом.

Светлана признается, что внимательно изучить подписанные ею документы решилась лишь на третий день. Оно, в общем, понятно: страшно было осознать, что тебя по-крупному надули... Убедившись-таки в этом, женщина побежала в «Идеалию» с требованием расторгнуть кабальный договор.

- А этот Алексей Алексеевич мне говорит: «Не могу вас так отпустить, надо еще к одному врачу...» А «еще один врач» говорит, что я еще не знаю всех своих проблем, а мне ведь, может, и клапан сердечный потребуется менять... Я им объясняю, что мой гинеколог сказал, никаких процедур на животе мне делать нельзя! А Алексей Алексеевич: «Да одна женщина пришла к нам с раком головного мозга! Ей тоже врач говорил, что никаких процедур нельзя, а мы ей сахар снизили - и все стало хорошо!»...

В общем, центр диетологии держал глухую оборону и расторгать договор категорически отказывался. Поэтому на этой неделе Светлана отправилась туда уже в сопровождении замгендиректора юридической фирмы «Татюринформ» Марата Камалова и корреспондентов «Вечерней Казани».

БЕЗВОЗВРАТНЫЙ БИЛЕТ

…На стене - крупными буквами «медицинское» слово «регистратура». В углу на кресле и диване две немолодые женщины терпеливо ожидают наступления красоты. Девушка за стойкой, выслушав, зачем мы явились, просит пройти в кабинет и там подождать «Алексея Алексеевича» (почему-то складывается впечатление, что и имена тут не имена, а конспиративные клички). Мы не возражаем: любопытно взглянуть, где здесь принимают «пациентов».

По виду этого кабинета похоже, что под центр просто сняли уже не очень свежий офис со стандартной отделкой. В помещении для врачебного приема нет даже рукомойника, зато висит ксерокопия лицензии, выданной Минздравом РТ 15 июня 2016 года «на осуществление медицинской деятельности», а именно: по медицинскому массажу, косметологии, физиотерапии, дерматовенерологии, диетологии, косметологии, мануальной терапии, неврологии, ультразвуковой диагностики, физиотерапии, эндокринологии и сердечно-сосудистой хирургии (!)... Стены увешаны плакатами с изображениями страшных синюшно-жирных теток, которым гарантированы все беды, включая «меньшие возможности трудоустройства». (Похоже, не могущие найти работу, а потому страдающие неуверенностью в себе женщины - здешняя целевая аудитория.) Да, и еще в углу - глазок видеонаблюдения.

- Меня принимали в соседнем кабинете, там тоже такой висит. А ведь мне велели раздеться… - поеживается Светлана.

Наш фотокор успокаивает ее сообщением, что такие же муляжи камер видеонаблюдения продаются в супермаркете за 240 рублей.

На рабочем столе и под ним - фанерки с накладками из блестящего металла, от них идут провода к ноутбуку. На эти накладки, объясняет Светлана, посетителю велят поместить ладони и ступни, и ноутбук немедленно показывает, как у вас все запущенно: и суставы, и сердце, и печень, и душа, и мысли…

Спустя некоторое время мы догадываемся, что в кабинет нас провели не в припадке гостеприимства, а в стремлении не распугать новых клиентов и в надежде, что мы соскучимся ждать «Алексея Алексеевича» и уберемся туда, откуда пришли. Решаем ускорить процесс и снова выходим в «регистратуру».

Тем временем потенциальных клиентов прибыло. Еще две женщины у стойки выслушивают быстрые и монотонные указания девушки в белом халате. Эта манера говорить, как постоянно звучащая из динамиков и довольно громкая музыка, явно мешает сосредоточиться и вникнуть в обращенную к ним речь…

Наш тактический маневр приносит плоды: к нам с требованием представиться подходят молодой человек с цепью из белого металла на шее и женщина в обтягивающем белом халатике, выгодно демонстрирующем преимущества отсутствия излишнего веса. Выясняется, что женщина - Лира Улеева, фигурирующая в подписанном Светланой договоре с «Идеалией» как гендиректор этой фирмы и одновременно, что любопытно, в кредитном договоре как представитель банка-кредитодателя.

Молодой человек назвать себя отказывается и пытается вырвать из рук фоторепортера «ВК» его служебное удостоверение. Следует дискуссия на повышенных тонах на тему, какая из сторон сейчас вызовет полицию. Проконсультировавшись по телефону с неким Русланом, госпожа гендиректор полицию все же решает не вызывать и усаживается перед нами на высокую каталку, непринужденно покачивая в воздухе обнаженными ногами.

Подготовленные юристами заявления (об отказе от исполнения договора и перечислении выделенных банком кредитных денег на счет Светланы, за исключением «уже оказанных услуг» - тех самых трех, что потянули более чем на 27 тысяч) гендиректор долго отказывается принять: «Мне нужно заявление получить почтой, у нас такой порядок». Наконец заверения юриста, что этот «порядок» никак не может противоречить закону о защите прав потребителей, делают свое дело. Заявления приняты, мы уходим, напоминая, что будем ждать ответа в течение трех дней.

А РОСПОТРЕБНАДЗОР ПРЕДУПРЕЖДАЕТ...

Практика кредитной кабалы под предлогом «оказания косметических услуг» ширится в Татарстане, говорится в опубликованном вчера заявлении Роспотребнадзора по РТ:

«Подобные договоры часто сознательно заключаются с использованием факторов (шумные, душные помещения, громкая или, напротив, успокаивающая музыка, использование ароматических средств и т.п.), которые отвлекают внимание потребителей, не дают им сосредоточиться, реально оценить потребительскую ценность и нужность предлагаемых товаров и услуг, соотнести их со своими финансовыми возможностями. Договорная документация по таким сделкам может носить сложный и запутанный характер, часть важной информации выносится в приложения либо «растворяется» в середине многостраничного договора, при этом используются специальные и непонятные потребителю термины. Одновременно потребителя торопят с подписанием договора... Стоимость оказания соответствующих услуг, как правило, во много раз превышает финансовые возможности клиентов (может доходить до 200 - 300 тыс. руб.), в связи с чем им предлагается для оплаты заключить кредитный договор».

Роспотребнадзор констатирует, что после внимательного знакомства с условиями заключенных договоров многие пытаются их расторгнуть, но, «как правило, встречают категорический отказ со стороны продавца или исполнителя».

ЛИЦЕНЗИЯ - ТОЛЬКО ДЛЯ СОЛИДНОСТИ

...Замруководителя территориального органа Росздравнадзора по РТ Любовь Шайхутдинова рассказала «ВК», что в это ведомство поступило уже около десятка жалоб на «Идеалию»: «Они типовые: в большинстве случаев люди жалуются, что там идет раскрутка на кредиты, и просят аннулировать эти договоры».

Парадоксально, но у ведомства, чья задача - контроль и надзор в сфере здравоохранения (а к этой сфере относятся и все частные фирмы, оказывающие, согласно гослицензии, медуслуги), в отношении подобных контор руки связаны, признается Любовь Шайхутдинова:

- Они хоть и получают для солидности лицензию на медицинскую деятельность, но как раз медицинских услуг чаще всего и не оказывают: не осуществляют медицинскую диагностику, не назначают лечения... Действуют в рамках обычных бытовых услуг, которые не лицензируются и, соответственно, не подлежат контролю. Например, назначают биодобавки, используют приборы, не являющиеся медицинскими, и в результате говорят клиенту, сколько в его организме воды, жира и белка - может, это и интересно, но к медицине прямого отношения не имеет. Или «прессотерапия», которую делают в той же «Идеалии»: на конечности накладывают манжеты, которые то надуваются, то сдуваются - это, конечно, массаж, но никак не медицинский, не тот, что применяется как лечебная процедура...

Словом, резюмирует замруководителя Росздравнадзора по РТ, в таких фирмах под маркой медицинской лицензии обычно предлагают набор бытовых, а не медицинских услуг: «Проблема в том, что клиент не понимает, что он получает и нужно ли ему это».

По словам Любови Шайхутдиновой, «Идеалия» как субъект малого предпринимательства еще до конца 2018 года будет находиться в режиме «надзорных каникул». Поэтому проверки, которые осуществлял орган Роспотребнадзора по жалобам на эту фирму, были исключительно документарными - без выхода проверяющих на место. Но для установления некоторых нарушений хватило и этого. Как рассказали «ВК» в татарстанском органе Роспотребнадзора, итогом одной из проверок стало составление двух протоколов об административных правонарушениях.

Первым нарушением (по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ: осуществление предпринимательской деятельности без лицензии) сочли то, что под видом штатного терапевта прием осуществлял лично главврач центра. Рассматривавший это дело Арбитражный суд РТ проявил мягкость: поскольку «доказательств того, что совершенное ответчиком правонарушение причинило кому-либо вред или создало угрозу причинения вреда, в материалах дела не имеется», ограничились предупреждением.

Во втором случае, утверждают в Управлении Роспотребнадзора по РТ, речь шла о нарушении, квалифицированном по ч. 4. ст. 14.1 (осуществление деятельности с грубым нарушением требований, предусмотренных лицензией): «В медкарте клиента отсутствовали обоснования диагноза, а процедуры были выполнены без результатов анализов». Подобные нарушения грозят юрлицам штрафом до 200 тыс. рублей и трехмесячной приостановкой деятельности. Однако следов рассмотрения этого дела на сайте Арбитражного суда нет...

«У НАШИХ ЮРИСТОВ МНОГО РАБОТЫ»

...Если компания, «подсадившая» безработную женщину на грабительский кредит в 140 тыс. рублей, не согласится отпустить ее на волю, удовольствовавшись получением 27 тысяч за сомнительные процедуры, делом займутся суд, прокуратура и минздрав, заявил «ВК» Марат Камалов:

- Будет подано заявление в прокуратуру с требованием проверки деятельности ООО «Идеалия» на предмет мошенничества, будем обращаться в минздрав, чтобы он проверил квалификацию персонала этого заведения, который, назначая свои процедуры, не проводит исследований на предмет возможных противопоказаний. И конечно, обратимся в суд с иском о расторжении договоров, о возврате денежных средств и взыскании штрафов за неисполнение законных требований потребителя.

Впрочем, вчера после многочисленных звонков Лира Улеева ему ответила, что ответ будет дан через 10 дней: «У наших юристов много работы». А накануне Светлане позвонили из «Идеалии»: «На процедуры будете записываться?»...