Идиоты в чернобыльском угаре: казанцы увидели на сцене обнаженную Настасью Филипповну

Ольга ЮХНОВСКАЯ
Идиоты в чернобыльском угаре: казанцы увидели на сцене обнаженную Настасью Филипповну

В Казани завершился V Международный форум «Науруз». Организаторы заранее объявили хедлайнером форума спектакль колумбийского режиссера Алехандро Гонзалеса Пуче «Чернобыльский идиот», оба показа которого на большой сцене театра Камала собрали аншлаг. На деле это оказалось феерическое месиво из надоевших штампов о России: извечное страдание «русской души» в пьяном угаре, кресты, иконы, шапки-ушанки. Сильно смуглая Настасья Филипповна безудержно хохотала в окружении патологических «уродов» в обличье бомжей и даже бегала по сцене в чем мать родила. Бедный Федор Михайлович!

В основу этого сценического фарса лег не только роман Достоевского «Идиот», но и «Сталкер» братьев Стругацких и одноименный фильм Андрея Тарковского, «Чернобыльская молитва» Светланы Алексиевич и, как оговаривал заранее режиссер постановки, «свидетельства сотрудников свидетелей катастрофы Чернобыльской АЭС в 1986 году». Кстати, Алехандро Гонзалес Пуче уверяет, что и сам провел некоторое время в запретной зоне. Однако обилие литературных и документальных источников, похоже, только запутали режиссера, в результате получился балаган, театрализованное месиво из внешне броских и в то же время отталкивающих образов.

По замыслу Гонзалеса, князь Мышкин «возродился» в XXI веке. Он появляется в Припяти, откуда его увезли еще ребенком на лечение за границу. Происходит это накануне «праздника» в честь 25-й годовщины атомной катастрофы. Чернобыльский мир предстает перед зрителем как в кривом зеркале: герои постановки смешны до безобразия. В прямом смысле. Так, облаченный в меховое пальто, ушанку и борцовские трусы Парфен Рогожин бесконечно хлещет водку. Фердыщенко в костюме «красный total look» при знакомстве пугает Мышкина гигантской уродливой пятерней, а потом глупо ржет в течение всего действия (которое длится почти три часа). Ганя Иволгин отчего-то представлен с шевелюрой сине-зеленого цвета. А Епанчин, одетый как бомж с Самосыровской свалки, расхаживает у всех на виду с емкостью, в которой плещется жидкость, по цвету определенно напоминающая мочу. Паноптикум, а не персонажи.


Та же главная героиня Настасья Филипповна, символизирующая по замыслу Достоевского идеальную красоту, предстала вульгарной особой с повадками уличной девицы. В первой части спектакля зритель с удивлением обнаруживает: героиня - глухонемая. Что не мешает ей постоянно хохотать; впрочем, чуть позже происходит удивительное избавление от недуга и Настасья Филипповна чудесным образом обретает дар речи. Но один раз актриса все же произвела грандиозный эффект - после того как возродилась после своей сценической смерти и несколько раз пробежала по сцене голой, слегка укутавшись в прозрачный полиэтилен. Публика в этот момент просто обомлела: мужчины ахнули и подались вперед, а в финале, позабыв о поиске глубокого смысла в акте обнажения, щедро аплодировали колумбийским студентам.



Действительно, спектакль «Чернобыльский идиот» - это студенческая работа, участники постановки занимаются любительским творчеством при университете города Кали (Колумбия), в котором режиссер Гонзалес является профессором. Добавим, что казанцы стали первыми зрителями всероссийской премьеры «Чернобыльского идиота». Сегодня этот спектакль показали москвичам, в Российской академии театрального искусства (ГИТИС). Дело в том, что Алехандро Гонзалес Пуче - выпускник режиссерского факультета этого вуза (заметим, и одногруппник главрежа театра Камала Фарида Бикчантаева).

- Не судите, пожалуйста, строго! - сказал главный художник Камаловского Сергей Скоморохов, буквально прочитав по глазам состояние корреспондента «ВК» после спектакля. - Алехандро - наш большой друг, вы же помните его постановку «Такдир» по произведению Кальдерона «Жизнь есть сон» на нашей сцене? Это был успех! Ребята стараются, несмотря на то, что труппа непрофессиональная. Согласен с вами, поверхностно, а кое-где спекулятивно, чернобыльская катастрофа за уши притянута, да и сценическое решение требует большей проработки. С другой стороны, ведь это же фестивальный эксперимент, люди ищут, как, чем зацепить современного зрителя.

Напомним, V Международный театрально-образовательный форум «Науруз» проходил в Казани с 28 мая по 1 июня. За это время 16 педагогов из Берлина, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Казани провели 56 семинаров и мастер-классов. Более 300 человек стали участниками форума. Географически «Науруз» представляли Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Пермский край, Самарская, Челябинская области, а также республики Дагестан и Казахстан. Образовательная программа форума была разделена на пять творческих лабораторий. В частности, известный педагог из Германии Юрий Альшиц провел лабораторию «5 бесполезных упражнений». Участникам и гостям форума также представили премьеры Камаловского театра: «Взлетел петух на плетень» Аяза Гилязова, «Пришлый» Сюмбель Гаффаровой, «И это жизнь?» Гаяза Исхаки и «Миркай и Айсылу» Наки Исанбета. Следующий, шестой «Науруз» пройдет в Казани в 2020 году.

Фото Фоата ГАРИФУЛЛИНА