Ильшат Гафуров по примеру Энгеля Фаттахова решил устроить ЕГЭ для выпускников-педагогов

Наталия ВАСИЛЬЕВА
Ильшат Гафуров по примеру Энгеля Фаттахова решил устроить ЕГЭ для выпускников-педагогов

Кому еще в Татарстане с этого года придется сдавать «учительский» ЕГЭ, какой татарский учебник напугал министра образования Башкортостана и почему расстроилась глава департамента образования Хельсинки, когда рассказывала о Винни-Пухе участникам Международного форума «Образование России/EDU Russia», который начался сегодня в «Корстоне», узнала корреспондент «Вечерней Казани».

Несмотря на отсутствие на форуме министра образования РФ Ольги Васильевой, визит которой в Казань анонсировался организаторами, первый международный форум EDU Russia оказался насыщенным дискуссионными площадками и богатым на спикеров из России, Сингапура, Финляндии, Великобритании, Нидерландов.

Открывая сегодня пленарную сессию, редактор «Учительской газеты» и модератор Петр Положевец попытался задать направление коллективной мысли, заявив, что в наше время школа утратила монополию на образование детей, у нее появились конкуренты - «новые источники информации», в первую очередь Интернет. И предложил собравшимся с помощью гаджетов ответить на вопрос «Какую роль играет школа в формировании человеческого капитала?» Забегая вперед, скажем, что по итогам онлайн-голосования 4% участников форума оценили роль школы как незначительную, 32% назвали ее вспомогательной и 62% - основной в формировании человека.

Видимо, в 32 процента голосовавших вошел и президент РТ Рустам Минниханов, который, отвечая на вопросы из зала, отметил, что формирование человеческого капитала начинается с детского сада, а потом уже по цепочке - школа, колледж, вуз. Потому в Татарстане строятся детские технопарки для самых маленьких. Первый был открыт в прошлом году в Набережных Челнах, в ближайшем будущем появятся еще два — в Нижнекамске и Альметьевске.



Заместитель министра образования РФ Павел Зенькович убежден, что роль школы основная.

- Но задачи школы трансформируются с учетом вызовов времени. А технологии развиваются с космической скоростью. На освоение телефона человечеству понадобилось 75 лет, телевидения — 30, с айфоном мы справились за два года. Наши дети осваивают гаджеты за считаные недели, - привел примеры Зенькович. И, рассуждая о проводимых реформах в сфере образования, удивил всех космическим оптимизмом: - С 2011 года мы ввели федеральные образовательные стандарты. За это время средний балл по математике вырос на 21 пункт. В результате Россия в первой десятке сильнейших стран. В скором времени мы позволим себе называть себя великой образовательной державой.

Не меньший оптимизм переполнял генерального директора Агентства развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» Роберта Уразова, при непосредственном участии которого Казань в 2019 году примет мировой чемпионат рабочих профессий.

- В мире уже давно известен феномен 12-летних миллионеров. Мы идем по этому пути, - заявил Уразов.

Однако судя по выступлению главы Минобрнауки РТ Энгеля Фаттахова, идти по этому пути мы будем трудно. Главная проблема — педагогические кадры. Напомним, два года назад министр с целью отсева случайных в школе учителей и совершенствования сильных ввел диагностическое тестирование предметников в формате ЕГЭ. С прошлого года тестировать начали и учителей начальных классов. Так называемый учительский ЕГЭ вызвал волну протеста, татарстанские педагоги даже пожаловались Путину.

- У нас были муниципальные районы, где доля учителей высшей квалификации составляла 80%, но школы находились внизу республиканского рейтинга. Надо было выправлять ситуацию. Результаты тестирования нужны не мне, а директорам школ, - объяснил на форуме Энгель Фаттахов.


Помощь в деле фильтрации кадров Фаттахову неожиданно предложил ректор КФУ Ильшат Гафуров.

- С этого года выпускники наших педагогических вузов тоже будут проходить тестирование в формате ЕГЭ. Мы будем проверять наших студентов на выходе, насколько они готовы работать в школе, - сообщил министру ректор, отметив, что пока тестирование будет добровольным. В воздухе повис вопрос: зачем дипломникам, которые еще не успели забыть школьный опыт сдачи ЕГЭ, вновь отвечать на вопросы госэкзаменов? Но остался без ответа…

После пленарной сессии развернулась работа тематических секций. Интересной обещала стать дискуссия «Школы и многонациональный мир» с участием представителя финской школы (как известно, Финляндия является одним из мировых лидеров в сфере образования) - руководителя департамента образования Хельсинки Марьё Киллонен. К слову, на форуме госпожа Киллонен поразила новым трендом: пока в России заняты подсчетами баллов на ЕГЭ, в Финляндии отказываются от обучения детей по отдельным предметам и переходят на междисциплинарное обучение, чтобы дети получали знания, максимально приближенные к реальной жизни.

Однако выступление финской чиновницы едва не сорвалось. Куда-то затерялась ее видеопрезентация. Как, впрочем, и технические сотрудники форума, способные решить проблему.


- Я высылала выступление за два дня до форума. И думала, что оно у вас в компьютере, - расстроилась госпожа Киллонен. - Хорошо, я буду говорить без презентации. В мультикультурной Финляндии стремительно растет число неносителей финского языка. Поэтому перед системой образования стоит задача сформировать у детей новую идентичность. И сделать это нужно вовремя. Ой, как жаль, что я не могу показать вам картинку. У меня там был Винни-Пух, к которому пришел Кристофер Робин. Помните их диалог: «Ты пришел как раз вовремя»? Вовремя - это «когда ты и я становимся теми, кто мы есть»...

Министр образования Башкортостана Гульназ Шафикова поделилась своими тревогами. Дети в республике все меньше хотят изучать родной башкирский язык. С 2009-го по 2015 год доля обучающихся на нем снизилась на 30%. Шафикова по-доброму позавидовала Татарстану, где дети, обучающиеся на татарском языке, обеспечены учебниками на родном языке по математике, географии, биологии и другим предметам.

- Мы иногда берем ваши учебники для обучения татароязычных детей. Правда, у вас есть книга «Моя столица - Казань». Такое название нас немного пугает... - заметила министр.