Интеллектуальное караоке в мансарде

Виктор ЛАРИН
Фотография Александра ГЕРАСИМОВА

В понедельник в кафе "Циферблат" состоялась первая в Казани интеллектуальная вечеринка в формате международного движения Печа-Куча (Pecha-Kucha). Возможность представить публике свои творческие идеи и познакомиться с предложениями единомышленников в режиме "интеллектуального караоке" привлекла в мансарду здания на Университетской более двухсот казанцев.

На встречу в "Циферблате" собрались в основном зрители в возрасте от 18 до 40 лет. Зал кафе был забит до отказа, людям приходилось стоять, но никто не жаловался. Было видно, что люди пришли не тусоваться, а работать: практически каждый третий перед выступлением выложил перед собой средство записи информации - блокнот, диктофон, планшет или ноутбук. Некоторые зрители пришли семьями, с женами и детьми.

Название Печа-Куча (Pecha-Kucha) можно перевести с японского языка как "разговор ни о чем". Создатели "интеллектуального караоке" - живущие в Токио австрийцы Марк Дитхам и Астрид Кляйн - в 2003 году придумали этот формат для сообщества молодых дизайнеров и архитекторов. Первоначально участники встреч представляли коллегам и сторонним зрителям свои проекты, выслушивая их дополнения, вопросы и критические замечания. Позднее, когда формат Печа-Куча вышел за рамки архитектуры и дизайна, "интеллектуальные караоке" превратились в своеобразные "фокус-группы" для "обкатывания" новых идей. В рамках Печа-Куча сложился своеобразный формат выступления: презентация из 20 слайдов, на каждый из которых отводится 20 секунд. Всего - 6 минут 40 секунд, с точки зрения психологии, это время, которое человек может концентрировать внимание на одном предмете, не отвлекаясь на посторонние темы.

Место для проведения "интеллектуальной вечеринки" выбрано удачно: в кафе "Циферблат" целенаправленно создана атмосфера для неформального интеллектуального общения, здесь не подают спиртного, только чай и сласти, а плата взимается только за время, которое человек проводит в заведении.

В течение вечера на суд публики были представлены восемь выступлений. Реакция зрителей на них была различной. Например, выступления, преподнесенные в формате "бизнес-тренинга", вызвали у части аудитории критическую реакцию, подчас граничащую с агрессией.

- Темы, посвященные дизайн-мышлению, трудоголизму, рассказу о возможностях электронных услуг, не имеют отношения к формату Печа-Куча, - делится впечатлениями гость вечеринки, организатор культурных мероприятий Гена Стечкин, - обычно на Печа-Куча люди представляют какие-либо свои конкретные проекты, делятся интересной информацией, предлагают решения острых вопросов. То есть выбирают тему для выступления так, чтобы это было интересно, и не пытаются кого-либо чему-то учить. Однажды, например, на таком мероприятии был предложен проект очистки Казани от мусора...

Тепло приняла публика выступление Ольги Федорович о роли фольклора в повседневной современной жизни и рассказ Анны Русс о разработках в области компьютерных игр, моделирующих личностное развитие человека в экстремальных условиях. Вообще рассказ Русс о проектах симуляторов жизни с нелинейным сюжетом, в которых игрок выбирает ту или иную социальную роль и встречается с последствиями своих поступков, приближенными к реальности, вызвал интерес "семейной" публики. А рассказ Александра Драгони о том, что воплощение детской мечты может потребовать меньше усилий и затрат, чем принято считать в обществе, сначала был встречен с недоверием. Публика долго не верила докладчику, что любой человек может без проблем стать капитаном яхты и путешествовать по южным морям. Информация о том, что практические занятия курса яхтенных капитанов занимают всего 10 дней, а женщины могут стать капитанами так же легко, как мужчины, стала для публики явной неожиданностью.

- Эта встреча была "пристрелочной", - комментирует вечеринку официальный представитель международного движения Pecha-Kucha в Казани Ленар Шагиев, - нам нужно было узнать, что именно интересует публику. В будущем мы планируем сделать такие встречи ежемесячными, и к следующей встрече уже запланировано шесть докладов. В то же время мы планируем и мероприятия на узкоспециальные темы. Например, к нам обратились представители Союза фотографов, которые хотят провести встречу, посвященную фотографии.

По словам Ленара, к организаторам Печа-Куча часто обращаются люди, готовые рекламировать какие-либо компании и бренды, однако неизменно получают отказ: Pecha-Kucha во всем мире остается некоммерческим мероприятием.